Решение №АБ/807/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-118/2024

20 февраля 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

председателя Комиссии:

<…> — заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> — главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> — специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика — ГБУ РМЭ «Сернурская центральная районная больница» – <…> (по доверенности); без участия представителей заказчика ГБУ РМЭ «Волжская центральная городская больница»; в присутствии представителей уполномоченного органа — Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Республики Марий Эл – <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности); при участии посредством видеоконференцсвязи заявителя — ИП К.; рассмотрев жалобу ИП К. от 15.02.2024 на положения извещения о проведении закупки на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования: система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети (номер извещения в ЕИС 0108500000424000390 от 08.02.2024),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиками, уполномоченным органом проводился электронный аукцион в открытой форме на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования: система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

15.02.2024 в Марийское УФАС России поступила жалоба ИП К. на положения извещения вышеуказанного электронного аукциона.

В жалобе заявитель приводит следующие доводы.

  1. В едином реестре российской радиоэлектронной продукции зарегистрировано как минимум четыре ультразвуковых аппарата, соответствующих тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке.

По мнению заявителя требования к товарам заказчиками установлены, таким образом, что ни одна модель содержащаяся в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не соответствует требованиям технического задания, что указывает на невозможность реализации положений постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции») (далее — Постановление № 878).

  1. Под описание объекта закупки подходит товар одного производителя, а именно описание объекта закупки соответствует продукции исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене.
  2. Заказчиком не исполнены требования постановления Правительства РФ от03 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее — Постановление № 2014), в части закупки аппаратов ультразвукового исследования Российского производства не менее 80%.
  3. Заказчиком неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 1236).
  4. Заказчиком нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, так как нет технического задания в файле в четком соответствии со структурным вариантом в ЕИС.
  5. В извещении о проведении закупки не указаны контактные данные сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ, своими действиями заказчик ограничивает права потенциальных участников, ввиду невозможности уточнения логистики (транспортировки и подъема). В связи с чем участник не может рассчитать себестоимость поставки.

В ЕИС, проекте контракта в ЕИС не содержится информация о сроке действия и окончания контракта, своими действиями заказчик ограничивает потенциального поставщика и делает невозможным выпуск банковских гарантий.

Заказчики, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения, в которых просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Уполномоченным органом 08.02.2024 в ЕИС размещено извещение № 0108500000424000390 об осуществлении электронного аукциона на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования: система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети.

Закупка является централизованной, совместной.

Начальная (максимальная) цена контракта: 11 200 000,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок: 08.02.2024 14:50 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.02.2024 08:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 16.02.2024.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

20.02.2024.

Согласно пунктам 1, 15 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона и информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссией установлено, что в извещении о проведении закупки № 0108500000424000390 заказчиками, уполномоченным органом установлены ограничения, предусмотренные Постановлением № 878.

Согласно пункту 3 Постановления № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее евразийский реестр промышленных товаров); подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню

является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.

Пунктом 3(3) Постановления № 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.

Номера реестровых записей из реестра не предоставляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1». Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр.

Из изложенного следует, что единственным условием установления ограничений для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных Постановлением № 878, является нахождение товара в реестре.

Из извещения о проведении закупки следует, что заказчиками закупается товар соответствующий коду ОКПД2 26.60.12.132 «Аппараты ультразвукового сканирования», который включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

При этом Постановлением № 878 не установлены требования о том, что описание объекта должно быть составлено на основании характеристик товаров, содержащихся в реестре.

Доказательств обратного на заседании Комиссии заявителем не представлено.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

2. Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Заказчик, уполномоченный орган представили письменные и устные пояснения, согласно которым описание объекта закупки сформировано, исходя из потребностей заказчиков, спецификой учреждений, в соответствии с законодательством о контрактной системе. Под описание объекта закупки заказчика подходят как минимум два товара:

  • система ультразвуковая диагностическая медицинская «РуСкан 70П», производитель АО «НПО «СКАНЕР», Россия;
  • ультразвуковой диагностический аппарат НМ70А-RUS с принадлежностями, варианты исполнения: НМ70А-RUS, HM70A EXPERT-RUS, HM70 EVO-RUS, производитель «САМСУНГ МЕДИСОН КО.,ЛТД», Республика Корея.

Каких-либо доказательств о том, что данный товар не подходит под описание объекта закупки заявителем не представлено.

Из изложенного следует, что под описание объекта закупки заказчика подходит как минимум два производителя АО «НПО «СКАНЕР», Россия, «САМСУНГ МЕДИСОН КО.,ЛТД», Республика Корея.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

Относительно нарушений при формировании и обоснования начальной (максимальной) цены контракта Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что в силу положений части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги входит в полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Следовательно, жалоба о возможных нарушениях в действиях заказчика в части формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта подлежит направлению в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

  1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком не исполнены требования Постановления№ 2014 в части закупки аппаратов ультразвукового исследования Российского производства не менее 80%.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что согласно пункту 5 Постановления № 2014 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Постановлением № 2014, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушении заказчиками указанного постановления не может быть осуществлено.

В связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации для проведения проверки в части соблюдения заказчиком требований Постановления № 2014.

  1. В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.1 Постановления № 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Из изложенного следует, что запрет, установленный Постановлением № 1236, распространяется на закупку только если в извещении о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта необходимо установить программное обеспечение.

Поставка техники (оборудования) с предустановленным производителем программным обеспечением не является объектом регулирования Постановления №1236.

При этом дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением № 1236, когда объектом закупки являются товары с предустановленным программным обеспечением, без которого применение товара по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22 и письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501 «О рассмотрении обращения».

Так, Комиссией установлено, что объектом закупки является система ультразвуковой визуализации, при этом отдельная поставка либо установка (при исполнении контракта) программного обеспечения не предусмотрена, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что неустановление в извещении запрета, предусмотренного Постановлением № 1236, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

5. Довод заявителя о том, что нет технического задания в файле в четком соответствии со структурным вариантом в ЕИС, в связи с чем заказчиками, уполномоченным органом нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является необоснованным ввиду следующего.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования КТРУ).

Комиссией установлено, что заказчиками закупается «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети» (КТРУ 26.60.12.132-00000036).

Характеристики закупки, включенные заказчиком в описание объекта закупки, предусмотрены КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети». Заказчик в структурированной форме заявки использовал исключительно параметры, предусмотренные КТРУ.

Кроме того, использовать иные характеристики в настоящий момент невозможно в силу автоматизированной системы формирования описания закупки. При формировании заявки участника используется только данная автоматизированная форма. Никакая иная информация, в том числе заявка в виде электронного образа документа, не может быть принята и рассмотрена заказчиком.

6. Доводы заявителя о том, что в извещении о проведении закупки не указаны контактные данные сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ, а также о том, что  в ЕИС, проекте контракта в ЕИС не содержится информация о сроке действия и окончания контракта являются несостоятельными ввиду следующего.

Установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит сведения о заказчиках, а именно в 1 пункте извещения указаны: наименования каждого заказчика, адрес, электронная почта, контактные данные, ФИО ответственного должностного лица заказчика.

Структурированная форма извещения содержит место поставки товара:

  • Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Советская д. 52 (ГБУ РМЭ «Волжская центральная городская больница»);
  • Российская Федерация, Республика Марий Эл, пгт. Сернур ул. Советская д. 85 (ГБУ РМЭ «Сернурская центральная районная больница»).

Также в извещении указаны контактные данные ответственного за закупку заказчика, контактные данные уполномоченного органа.

Указание в проекте контракта контактных данных сотрудников конечного получателя и функционального заказчика ЛПУ Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Комиссией установлено, что в пункте 5.1 проекта контракта указано следующее: «Поставка Оборудования осуществляется поставщиком по адресу заказчика на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, не позднее 60 календарных дней с даты заключения контракта».

В пункте 13.1 проекта контракта указано, что контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31.12.2024 г., за исключением обязательств по оплате товара, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика.

Таким образом, в проекте контракта указаны все необходимые сведения о действии контракта.

В извещении ЕИС также указан срок исполнения контракта: дата начала исполнения контракта - дата заключения контракта, срок исполнения контракта: 31.12.2024.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении прав потенциальных участников.

Каких-либо запросов о даче разъяснений в адрес заказчиков, уполномоченного органа не поступало.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности позиции заявителя.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП К. необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны