Постановление №ОЕ/789/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3.1-78/... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3.1-78/2023  об административном правонарушении

«16» февраля 2023 года                                                            г. Йошкар-Ола

Заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <…>, рассмотрев протокол от «02» февраля 2023 года и материалы дела № 012/04/14.3.1-78/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП Ч. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>; <…>) по факту нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы «Вейп/Кальяны. Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы», расположенной по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, рекламы «Вейп/Кальяны. Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы. HQD, Brusko, Darkside» с изображением кальяна, расположенной по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д. 2в, рекламы «Кльаняы, ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы, POD-системы», «Табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, POD-системы, комплектующие, жидкости для вейпа», «Табак, кальяны», расположенной по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, д.32, рекламы «Вейп/кальяны», «Кальяны, POD-системы», «Одноразовые электронные устройства», «Кальяны, жидкости для вейпа, одноразовые электронные устройства, PODсистемы», расположенной по адресу: г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в (решение по делу №012/05/7-832/2022 от 20.01.2023), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

(далее – КоАП РФ), в отсутствие индивидуального предпринимателя,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

(далее – Марийское УФАС России) возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/14.3.1-78/2023 в отношении ИП Ч. по факту нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Протокол об административном правонарушении №012/04/14.3.1-78/2023 от 02.02.2023 составлен специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии ИП Ч. Уведомление о составлении протокола направлено по месту регистрации ИП Ч. (исх.№ОЕ/237/23 от 23.01.2023), также направлена телеграмма № 722 от 31.01.2023.

Копия протокола с указанием даты, времени, места рассмотрения дела №012/04/14.3.1-78/2023 направлена по адресу места регистрации индивидуального предпринимателя, а также вручена лично 15.02.2023.

Таким образом, ИП Ч. на момент рассмотрения административного дела № 012/04/14.3.1-78/2023 надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения административного дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В адрес Марийского УФАС России поступило обращение <…> (вх.№8163ЭП/22 от 26.10.2022), направленное в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, по факту распространения по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2в, ул.Свердлова, д. 32 рекламы курительных принадлежностей следующего содержания:

 

 

 

 

В адрес Марийского УФАС России также поступили обращения Голикова Р. (вх. №9504-ИП/22 от 13.12.2022), Макарова А.В. (вх. №9512-ИП/22 от 13.12.2022) о размещении рекламы курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Яна Крастыня, д. 2в.

Также, в адрес Марийского УФАС России поступили материалы, направленные администрацией городского округа «Город Волжск» (вх. №8938/22 от 24.11.2022) о распространении рекламы кальянов, устройств для вейпинга, курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в следующего содержания:

 

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная текстовая информация: «Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы»,

«HQD, Brusko, Darkside», а также схематичное изображение дыма(пара), кальяна, привлекают интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В рассматриваемой рекламе используется перечисление товаров, реализуемых в торговых объектах Tasty Town: табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, POD-системы, комплектующие, жидкости для вейпа, вейп, кальяны. HQD, Brusko, Darkside. Также в рекламе имеется изображение кальяна, человека с имитацией дыма (пара).

Кроме того, Марийским УФАС России проведен опрос потребителей о восприятии слов, используемых в рекламе: «КЛЬАНЯЫ», «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ». Опрос проведен путем анкетирования (25 человек), а также путем размещения формы анкетирования на сайте Марийского УФАС России (размещен по ссылке https://mari-el.fas.gov.ru/webform/25542, опрос прошло 133 человека). По результатам опроса более 87% респондентов указали, что текст рассматриваемой информации в части следующих слов «КЛЬАНЯЫ» «ЖДИКСОТИ» «ЭЕЛКНРТНЫОЕ СГИРАТЕЫ» является читаемым, также более 89% опрошенных указали, что могут прочитать одно или несколько из слов «Кальяны, Жидкости, Электронные сигареты».

Таким образом, рассматриваемая информация, размещаемая по адресам Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д. 2в, ул.Свердлова, д. 32, г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в, является рекламой вейпов, табака, кальянов и курительных принадлежностей, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числев виде подарков;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачныхизделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видовтоваров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальяны (в том числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Деятельность в торговых точках по адресам Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д.2в, ул. Свердлова, д. 32, г. Волжск, ул. Ленина, д.62в. осуществляет ИП Ч., являющаяся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе установлена частью 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

ИП Ч. при размещении рассматриваемой рекламы не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства о рекламе, по предотвращению совершения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл,

г.Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.9б, ул. Яна Крастыня, д.2в, ул. Свердлова, д. 32,                   г. Волжск, ул. Ленина, д. 62в.

Время совершения административного правонарушения: с 26 октября 2022 г. (дата фиксации размещения рекламы) по настоящее время.

Состав административного правонарушения, совершенного ИП Ч., образуют:

  • объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;
  • объективная сторона – размещение рекламы «Вейп/Кальяны. Жидкости для вейпа, кальяны, POD-системы. HQD, Brusko, Darkside» с изображением кальяна, «Кльаняы, ждиксоти, эелкнртныое сгиратеы», «Табак для кальяна, одноразовые электронные устройства, комплектующие, жидкости для вейпа» с нарушением требований действующего законодательства;
  • субъект правонарушения – ИП Ч.;
  • субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ИП Ч. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но ей не были приняты все зависящие от нее меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ИП Ч.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления

Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ИП Ч. содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ИП Ч. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что совершенное правонарушение

несет существенную угрозу правоохраняемым отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 КоАП РФ.

Таким образом, положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статье 14.3.1 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе.

В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3.1 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Указанная позиция отражена в письме ФАС России №МШ/116843/22 от 27.12.2022.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.

Таким образом, должностное лицо, учитывая характер совершенного правонарушения, считает возможным назначить ИП Ч. административное наказание в виде штрафа в пределах размера санкции ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ в сумме 10000 (десяти тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 4 ст. 14.3.1, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 25, 33, 38 Закона о рекламе,

ПОСТАНОВИЛА:

Привлечь ИП Ч. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>; <…>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа: администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России), счет: 40102810545370000075

Банк получателя – ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА

РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола

БИК банка 018860003, счет получателя 03100643000000010800 код бюджетной классификации 16111601141019002140 УИН 16100500000001596154

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: квитанция для оплаты штрафа.

Заместитель руководителя управления - начальник отдела

Связанные организации

Связанные организации не указаны