Определение №ОЕ/2273/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 012/05/5-365/2023 И НАЗНАЧЕ... от 5 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 012/05/5-365/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ
«05» мая 2023 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы «ЦЕНЫ НИЖЕ ВСЕХ зовем!» по адресу: Республика Марий Эл, Оршанский район, с. Тобашино, ул. Школьная, д. 3,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее — Марийское УФАС России) в ходе осуществления осмотра наружной рекламы установлен факт размещения рекламы «ЦЕНЫ НИЖЕ ВСЕХ зовем!» на торце здания магазина «Добрый», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), следующего содержания:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из содержания текста рекламной информации следует, что объектами рекламирования являются: товары, реализуемые в магазине «Добрый».
Таким образом, информация на торце здания, где располагается магазин «Добрый», характеризуется совокупностью признаков, установленных пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе и является рекламой.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар – продукт деятельности (в том
числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» «ниже всех», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В рассматриваемой рекламе присутствует словосочетание «Цены ниже всех», при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.
Кроме того, Марийским УФАС России проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе.
По мнению членов Экспертного совета рассматриваемая информация является рекламой. При этом в рекламе отсутствует конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение цен (круг субъектов, размер территории, категории товаров и т. д.), и который имеет объективное подтверждение.
Данная позиция была озвучена членами Экспертного совета с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей.
Восемь членов экспертного совета, включая председателя, отметили, что в рекламе содержатся признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Один член экспертного совета указал, что реклама не содержит признаков нарушения Закона о рекламе.
На основании вышеизложенного, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Марийским УФАС России установлено, что рекламная информация размещалась в месте осуществления деятельности ООО «Сателлит плюс».
Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Сателлит плюс».
На основании изложенного, в действиях ООО «Сателлит плюс» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Возбудить производство по делу № 012/05/5-365/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Назначить дело № 012/05/5-365/2023 к рассмотрению на 22 мая 2023 года в 11 часов 00 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
- Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе ООО «Сателлит плюс» (ИНН 1210004613, юридический адрес: Республика Марий Эл, Оршанский район, пгт. Оршанка, ул. Палантая, д. 18).
- ООО «Сателлит плюс» в срок до 18 мая 2023 представить в Марийское УФАС России следующие сведения и документы:
- в связи с чем в рассматриваемой рекламе используется словосочетание «ЦЕНЫ НИЖЕ ВСЕХ зовем»;
- информацию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем указанной информации с учетом статьи 3 Закона о рекламе (с приложением подтверждающих документов);
- признаете ли Вы нарушение законодательства о рекламе в соответствии с обстоятельствами, приведенными в настоящем определении? Представить письменные пояснения;
- информацию о стоимости услуг по доведению Вами до потребителей рекламной информации «ЦЕНЫ НИЖЕ ВСЕХ зовем». Приложить документальные
доказательства (договор, счет на оплату, акт выполненных работ и др.);
Сообщаем, что Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/8821777746.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.
Председатель К