Постановление №ОЕ/5842/23 Постановление 012/04/14.3-867/2023 К. от 10 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/14.3-867/2023 об

административном правонарушении

 

«09» ноября 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...>, рассмотрев протокол от «27» октября 2023 года и материалы дела № 012/04/14.3-867/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица ПАО «Банк ВТБ» - менеджера отдела поддержки региональной сети Департамента маркетинга и рекламы ВТБ (ПАО) <...> по факту распространения рекламы «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+» в эфире радиостанций с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Комиссии Марийского УФАС России от 20.09.2023 по делу 012/05/28-711/2023)в отсутствии представителя <...>, либо ее представителя,

 

Установила:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в ходе мониторинга рекламы, распространяемой в эфире «Русское радио», установлен факт распространения рекламы Банка ВТБ «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+».

Решением Комиссии Марийского УФАС России реклама Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Определением Марийского УФАС России от 29.09.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении №012/04/14.3-867/2023 и проведении административного расследования к участию в рассмотрении дела привлечено лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также назначена дата составления протокола об административном правонарушении.

Определение от 29.09.2023 исх.№ОЕ/5057/23 направлено в адрес <...>, а также по электронной почте Банка, было получено <...>, о чем свидетельствует представление письменных пояснений и документов от 11.10.2023 вх.№7254/23.

Также <...> была извещена о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 18.10.2023 исх.№ОЕ/5426/23 направлено в адрес <...> (почтовое отправление 80099089765029), кроме того, в адрес <...> направлена телеграмма с указанием даты, времени, места составления протокола об администртаивном правонарушении),

27.10.2023 главным государственным инспектором отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении №012/04/14.3-867/2023 в отношении <...> по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствии <...>, либо ее представителя.

Копия протокола (исх. № НЖ/5582/23 от 27.10.2023). с указанием даты, времени, месте рассмотрения дела была направлена по месту регистрации <...> (почтовое отправление 80099089766002), а также по электронной почте. Протокол получен 27.10.2023 (по электронной почте), о чем свидетельствует представление <...> пояснений об ознакомлении с протоколом (вх.№7773-ЭП/23 от 27.10.2023).

Таким образом, <...> на момент рассмотрения административного дела №012/04/14.3-867/2023 надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения административного дела.

<...> в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении указала, что не признает в своих действиях состава административного правонарушения, поскольку рекламный ролик соответствует требованиям Закона о рекламе. Так, рассматриваемая реклама является достоверной, доказательства введения в заблуждение потребителей отсутствуют. Также <...> просит при рассмотрении дела учесть, что ранее она к административной ответственности не привлекалась, действия не повлекли причинение ущерба, отсутствовал умысел в совершении правонарушения, а также наличие несовершеннолетних детей.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

казанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на возможность получения денежных средств при использовании услуги - счета «Сейф», данная услуга является финансовой услугой. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по накопительному счету «Сейф» до 10%, однако иная информация об условиях предоставления услуги, таких как условия предоставления указанной процентной ставки, в рекламе отсутствует.

Так, согласно информации об условиях предоставления услуги по накопительному счету «Сейф» ПАО «Банк ВТБ» (Сборник условий, тарифов и процентных ставок для физических лиц по депозитам Банка ВТБ (ПАО)), Банком предоставляется процентная ставка 10% годовых с 1-го по 3-й календарный месяц, с четвертого календарного месяца процентная ставка составляет 5%, при этом повышенная процентная ставка 10% действует только для первого счета и суммой минимального остатка до 999 999,99 рублей. Информация об ограничениях, при которых будет предоставлена максимальная процентная ставка 10% (сумма остатка по счету, период, в течение которого может действовать максимальная процентная ставка, а также ограничение относительно периода действия указанной процентной ставки – 3 месяца) в рекламе не указано.

В рекламе также не указана процентная ставка (5%), которая действует при несоблюдении перечисленных условий и после истечения 3-х месячного срока со для открытия счета «Сейф». Таким образом, в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания финансовой услуги, а также все условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица.

В рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка до 10%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

Следовательно, реклама Банка ВТБ: «Смотри, это я в горах на лыжах каталась. О, а это ремонт небольшой на кухне сделала. Подожди, тебя повысили что ли? Это я накопила на то, что хотела со счетом «Сейф» от ВТБ. Смотри, ставка высокая до 10%. Автопополнение настроила и снимаю столько, сколько захочу без ограничений. Пойдем прогуляемся до ВТБ. Доходность до 10% годовых по накопительному счету «Сейф». Выплата процентов ежемесячно в последний календарный день на минимальный остаток. Подробная информация на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО. Лицензия номер 1000. Реклама. 0+», распространенная в эфире радиостанций на территории Российской Федерации, является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель. В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из поступивших материалов следует, что размещение рекламы в эфире радиостанций осуществлялось в рамках агентского договора от 15.12.2021 №2021/09/4530/50434409-1, заключенного между ООО «Эс Би Си Медиа» и ПАО «Банк ВТБ». В соответствии с заявкой №27 от 20.03.2023 к приложению №5 от 15.12.2021 к договору от 15.12.2021 №2021/09/4530/50434409-1 стороны согласовали перечень радиостанций, периоды размещения, количество выходов. Приложением №1 к заявке №27 стороны также согласовали время выхода в эфир аудиоролика с рекламой продукта «Сбережения_Сейф_Радио». ООО «Эс Би Си Медиа» в письменных пояснениях от 23.08.2023 №90-ЭБСЮР-23 указало, что общество по поручению ПАО «Банк ВТБ» осуществило привлечение третьего лица для оказания услуг по размещению рекламных материалов Банка.

В отношении рассматриваемой рекламы ООО «Эс Би Си Медиа» заключило медиаплан №4/06 от 27.03.2023 с третьим лицом ООО «Медиа Трейд» в рамках залеченного договора оказания услуг от 05.11.2018 №13/18. На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО «Банк ВТБ». Реклама размещалась в эфире радиостанций в период с 03.04.2023 по 23.04.2023, радиостанции: Русское радио, Хит FM, Максимум, DFM, Монте Карло, Energy, Comedy, Новое радио.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

Согласно представленным документам, <...> занимает должность менеджера отдела поддержки региональной сети Департамента маркетинга и рекламы ВТБ (ПАО) (трудовой договор от 19.05.2021 №1828). В соответствии с должностной инструкцией менеджера отдела поддержки региональной сети Департамента маркетинга и рекламы несет ответственность за несоблюдение положений Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Антимонопольным органом установлено, что <...> при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могла предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имела возможность выполнить возложенную на нее обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняла всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина <...> в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: Российская Федерация.

Время совершения административного правонарушения: с 03.04.2023 по 23.04.2023 – период размещения рекламы в эфире радиостанций на территории Российской Федерации.

Состав административного правонарушения, совершенного <...> и предусмотренного части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия <...>, направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – <...>,

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у <...>, имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения <...>, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о признании правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное <...> правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения (значительный период времени, в течение которого распространялась реклама, обширный охват (количество радиостанций, охват аудитории по всей территории Российской Федерации), роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное <...> правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России считает необходимым назначить <...> административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 14, 25, 33, 38 Закона о рекламе,

 

Постановила:

 

Привлечь менеджера отдела поддержки региональной сети Департамента маркетинга и рекламы ВТБ (ПАО) <...> (<...> г.р. место рождения <...>, паспорт <...>, выдан <...>, адрес регистрации <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787 КПП 121501001 ОКТМО 88701000

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя - Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810922020016001,

КБК 16111601141010003140

УИН 16100500000001811985

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: платежное поручение.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны