Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-369/2022 о нарушении законодатель... от 3 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/7-369/2022
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«27» мая 2022 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «26» мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен: «27» мая 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
член Комиссии – специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
рассмотрев дело № 012/05/7-369/2022, возбужденное в отношении ИП Г. по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту размещения рекламы табачной продукции по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 15, в присутствии индивидуального предпринимателя Г.,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы табачной продукции, курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 15, содержащей признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе следующего содержания:
Определением от 06.05.2022 Марийским УФАС России возбуждено дело №012/05/7-369/2022.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования является реализуемая табачная продукция, курительные принадлежности.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Указанная информация привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации принадлежностей для курения кальяна и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.
Из имеющихся в материалах дела документов и сведений установлено, что в магазине «Дым&Пар» реализуется табачная продукция, в данном магазине был приобретен товар – табак «Brusko», что подтверждается чеком от 22.04.2022 года. Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой табачной продукции и курительных принадлежностей.
Марийским УФАС России 27.12.2021 проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета было вынесено рассмотрение рекламной информации, размещенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 15, рекламы: «Дым&Пар». На рассмотрении большинство экспертов пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой табачной продукции.
Эксперты указали, что представленные изобразительные элементы, а также название «Дым&Пар» ассоциируются с курением и привлекают внимание к магазину, который осуществляет реализацию табачной продукции и курительных принадлежностей.
Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
- распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
- использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, табака, угля любым способом.
В рассматриваемой рекламе содержится указание на реализацию табака, курительных принадлежностей, таким образом рассматриваемая информация является рекламой табачной продукции и курительных принадлежностей.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Марийским УФАС России установлено, что деятельность в магазине по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 15 осуществляет ИП Г., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
В письменных пояснениях (вх. № 4189 от 23.05.2022) ИП Г. указал, что рассматриваемая информация не является рекламой табачной продукции и курительных принадлежностей.
Однако рассматриваемая информация привлекает внимание потребителя к реализации табачной продукции и курительных принадлежностей посредством указания прямой ссылки для перехода на интернет-страницу продавца в социальной сети. Кроме того, совокупность изобразительных элементов и слов совместно создают ассоциацию именно с потреблением никотинсодержащей продукции.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Следовательно, данная информация является рекламой табачной продукции и курительных принадлежностей, так как создает ассоциации с указанными товарами и привлекает внимание потребителя к ним.
На основании изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о нарушении ИП Г. пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
Вместе с тем, ИП Г. не представлено документальных доказательств, подтверждающих прекращение распространения данной рекламной информации в настоящее время.
На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи ИП Г. предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу табачной продукции, курительных принадлежностей по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 15 следующего содержания:
поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП Г. (<…>) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии