Определение б/н факт распространения нежелательного рекламного звонка, распр... от 30 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 012/05/18-240/2022 и назначении дела к рассмотрению

 

 

«30» марта 2022 года                                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламного звонка посредством телематических средств связи без согласия абонента,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступило заявление <…> (вх. №52-З от 18.02.2022) о нежелательном рекламном звонке, распространенном с использованием телематических средств связи без согласия абонента, следующего содержания:

«Вам одобрена кредитная карта лимитом до 1 миллиона рублей от Сбербанка. Кредитная история, доход не учитываются. Карта уже одобрена, ее нужно только подтвердить. Выпуск и обслуживание бесплатное, снятие наличных без комиссий. Для того, чтобы узнать одобрена ли – нажмите «1» или «0», чтобы звонки больше не поступали».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования являются финансовые услуги.

Информация, направленная <…> в виде телефонного звонка, не обращена к конкретному потребителю, из аудио-звонка не следует, что оно было адресовано каким-либо определенным лицам, следовательно, является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, поскольку пользователем телефонного номера может быть не сам абонент, а его родственник, знакомый, которому передано право пользования, а следовательно, получатели информации не могут быть определены.

Таким образом, информация, поступившая <…>, содержит следующие признаки рекламы: звонок сделан посредством подвижной радиотелефонной связи, информация была адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (соответствующим услугам), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о рекламе не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Так, указанная информация доводилась до абонента без предварительного согласия абонента на ее получение, с применением электронного сервиса операторов подвижной связи с использованием средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание), что нарушает требования части 2 статьи 18 Закона о рекламе.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием, в случае, если будет доказана его вина.

При рассмотрении заявления антимонопольным органом установлен следующий механизм распространения указанного рекламного звонка.

<…> в заявлении (вх. №52-З от 18.02.2022) указал, что на его абонентский номер 17 декабря 2021 года поступил нежелательный звонок с рекламной информацией с телефонного номера <…>.

В письменных пояснениях ПАО «ВымпелКом» пояснило, что абонентский номер <…> на основании договора об оказании услуг связи "Билайн" № 820512193 от 03.11.2021 выделен ИП С. (<…>).

Кроме того, ПАО «ВымпелКом» указало, что абонент, которому выделен номер <…> в адрес общества с заявлением о прекращении распространения рекламной информации, поступившей с номера <…>, не обращался.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам.

Пунктом 21.1 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161, оператор сети подвижной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика на (от) своей сети связи.

Письмом от 28.04.2011 № АК/16266 «О некоторых вопросах применения законодательства о рекламе» ФАС России указала, что поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, рекламораспространителем не является.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушения части 2 статьи 18 указанного закона несет рекламораспространитель.

Марийским УФАС России установлено, что телефонный звонок поступил с номера телефона <…>, принадлежащего ИП С. Таким образом, индивидуальный предприниматель является рекламодателем и рекламораспространителем.

Таким образом, в информации, распространенной посредством телефонного звонка на абонентский номер <…> (<…>) без согласия абонента, усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 18 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 012/05/18-240/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 012/05/18-240/2022 к рассмотрению на 18 апреля 2022 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения: ИП С. (<…>);

4. ИП С. в срок до 15 апреля 2022 года предоставить письменные пояснения, в которых: указать, считает ли ИП С., что рассматриваемая реклама является ненадлежащей и противоречит требованиям части 2 статьи 18 Закона о рекламе. Представить мотивированную позицию;

5. Явка лица, участвующего в деле (либо его представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью), является правом, а не обязанностью.

6. Предложить лицу представить иные сведения и материалы, имеющие значение при рассмотрении данного дела.

 

Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.

В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.

 

Дополнительно сообщаем, что пропуск в здание ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).

В связи с чем возможность участия в рассмотрении дела № 012/05/18-240/2022 будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/8128981101.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 15 апреля 2022 года до 17:00.

 

Приложение: инструкция для участников видеоконференцсвязи – 9 л., расписка о согласии.

 

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расписка о выборе способа получения процессуальных документов

по делу № 012/05/18-240/2022

о нарушении законодательства о рекламе

 

 

Исх. № ________                                                                          г. ________________

 

Я,___________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

_________________________________________________________________

на основании абз. 2 пункта 3.93 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации», прошу
направлять все процессуальные документы по делу о нарушении законодательства о рекламе №
012/05/18-240/2022 на адрес электронной почты ______________________________________ и подтверждаю, что такой способ получения процессуальных документов является надлежащим уведомлением.

 

 

«__» _________ 2022 г.                                               ___________ /______________

                  (дата)                                                                        (подпись, Ф.И.О.[1])              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 


Расписка должна быть заполнена законным представителем хозяйствующего субъекта, с представлением надлежащим образом заверенных копий документа, подтверждающего полномочия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны