Решение №АБ/7329/22 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 26 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/99-944/2022

 

21 декабря 2022 года                                                         г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии <…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 11.11.2022 № 216/22 и на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) в рамках проведения внеплановой проверки при проведении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Марий Эл» (извещения на сайте https://agregatoreat.ru/ № 100194613122100375 от 26.10.2022, № 100194613122100380 от 28.10.2022),

УСТАНОВИЛА:

В Марийское УФАС России поступило обращение (вх. № 9508/22 от 13.12.2022) СПАО «Ингосстрах» в лице филиала СПАО «Ингосстрах» в Республике Марий Эл на действия заказчика ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Марий Эл» при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Комиссия рассмотрела указанную информацию, а также документы, предоставленные Заказчиком, провела внеплановую проверку и установила следующее.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Так, заказчиком посредством электронного магазина размещены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (извещения на сайте https://agregatoreat.ru/ № 100194613122100375 от 26.10.2022, № 100194613122100380 от 28.10.2022).

Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе вследствие отказа от заключения контрактов с Победителем закупки СПАО «Ингосстрах» в лице филиала СПАО «Ингосстрах», Комиссия отмечает следующее.

Частью 4 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Начальные (максимальные) цены контрактов составляют 13303,20 рублей, что не противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Как следует из материалов дела, СПАО «Ингосстрах» в лице филиала СПАО «Ингосстрах» предложило цену контрактов в размере 13 073,82 рубля, что меньше начальной (максимальной) цены контрактов.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 7.1 Регламента функционирования ЕАТ «Березка» Заказчик вправе отказаться от заключения контракта с Победителем закупочной сессии с обоснованием причины такого отказа.

Заказчиком сформированы отказы от заключения контрактов с указанием причины отказа: согласно Указанию ЦБ РФ №6007-У от 08.12.2021, расчет страховой премии победителя закупочной сессии не соответствует предельным размерам базовых ставок страховых тарифов, так как составляет менее минимального значения, выраженного в рублях.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

В силу пунктов 1 - 2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с данным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 данной статьи.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России, и Закон об ОСАГО предусматривает специальные правила относительно определения стоимости страхования, в том числе, при заключении контракта, при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствий с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного закона.

На основании пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости, в том числе, от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (коэффициент КБМ).

С учетом изложенного, установленные законом страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО обязательны для применения страховщиками.

Данное правило не предусматривает исключения для случаев формирования цены предложения в целях подачи заявки на участие в закупке товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии Законом о контрактной системе.

Следовательно, формируя цену предложения по оказанию услуг ОСАГО, участник закупки обязан применять тарифы в соответствии с законом об ОСАГО, Указанием Банка России, а также применять информацию, размещенную в извещении заказчика.

Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (страховая премия) сформирована заказчиком на основании Указания Банка России № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с применением базовых тарифов на каждое автотранспортное средство.

Указание Банка № 6007-У устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Соответствие коэффициента страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее - коэффициент КБМ), определено на период с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года, при осуществлении обязательного страхования, при расчете размера страховой премии.

Пересчет КБМ для юридических лиц происходит 1 апреля каждого года, его величина определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициентов КБМ юридического лица по каждому транспортному средству, владельцем которого оно является, по всем действующим договорам обязательного страхования и коэффициентов КБМ юридического лица по каждому транспортному средству, владельцем которого оно являлось и по которому отсутствуют действующие на следующий день после периода КБМ договоры обязательного страхования, по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие в период КБМ.

Учитывая данное условие, коэффициент КМБ является одинаковым для всех страховщиков-участников конкурса и не может быть произвольно снижен участником аукциона, а заявка участника закупки, изменившего цену за услуги ОСАГО, подлежит отклонению в связи с предоставлением недостоверных сведений о цене контракта, поскольку страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных.

Заказчиком в расчетах указан КБМ равный – 0,58 на основании данных полученных от Российского Союза Автостраховщиков.

Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных: и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Начальные (максимальные) цены контрактов сформированы Заказчиком на основании статьи 22 Закона о контрактной системе в соответствии со страховыми тарифами, утвержденными Указанием Банка России №6007-У.

Комиссией установлено, что заявки участника закупки СПАО «Ингосстрах» в лице филиала СПАО «Ингосстрах» в Республике Марий Эл содержали предложение о цене контракта в размере 13 073,82 рубля, рассчитанного с применением коэффициента КБМ – 0,57.

Как следует из пояснений Заказчика, при расчете цен контрактов применен коэффициент КБМ - 0,58, в соответствии с информацией с сайта Российского Союза Автостраховщиков от 01.04.2022.

В целях установления достоверности представленных сведений Комиссией направлен запрос в адрес Российского Союза Автостраховщиков.

Из ответа Российского Союза Автостраховщиков следует, что в случае внесения страховщиком изменений в АИС ОСАГО по действующим и ранее заключенным с юридическим лицом договорам ОСАГО, значение КБМ может изменяться в течение установленного периода. Кроме того, по состоянию на 23.12.2022 в отношении ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Марий Эл» (ИНН 1215165893), на период с 01.04.2022 по 31.03.2023, в АИС ОСАГО определен КБМ - 0, 57.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение подпункта 15 пункта 7.1 Регламента функционирования ЕАТ «Березка» отказано в заключении контрактов с Победителем закупки СПАО «Ингосстрах» в лице филиала СПАО «Ингосстрах» в Республике Марий Эл, поскольку участником была предложена цена, соответствующая предельным размерам базовых ставок страховых тарифов.

Вместе с тем, оснований для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства в рассматриваемом случае не имеется, поскольку указанные закупки отменены заказчиком.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать в действиях ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Марий Эл» нарушение подпункта 15 пункта 7.1 Регламента функционирования ЕАТ «Березка» при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Марий Эл» (извещения на сайте https://agregatoreat.ru/ № 100194613122100375 от 26.10.2022, № 100194613122100380 от 28.10.2022).

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны