Решение №ОЕ/6395/22 Решение о признании рекламы ненадлежащей от 9 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ИП Сергеева Наталья Александровна г.Йошкар-Ола, ул.Кремлевская, д.25, кв.78 foxxxy2004@mail.ru |
РЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/21-697/2022
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«09» ноября 2022 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «08» ноября 2022 года
Полный текст решения изготовлен: «09» ноября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Ерошкина О.В.;
член Комиссии – главный специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Журавлева Н.В.,
член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Буркова Э.В.,
рассмотрев дело № 012/05/21-697/2022, возбужденное по признакам нарушения части 3 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Сергеевой Н.А. по факту распространения рекламы «Полторашка. 42 крана разливных напитков. Найди свой кран» по адресу Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12,
в отсутствии представителей лица, участвующего в рассмотрении дела,
УСТАНОВИЛА:
Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в марте 2022 установлен факт размещения рекламы «Полторашка. 42 крана разливных напитков. Найди свой кран» по адресу Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12 следующего содержания:
Определением от 13.09.2022 Марийским УФАС России возбуждено дело № 012/05/21-697/2022 по признакам нарушения части 3 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Сергеевой Н.А. по факту распространения рекламы «Полторашка. 42 крана разливных напитков. Найди свой кран» по адресу Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12.
Определением от 11.10.2022 рассмотрение дела отложено и назначено на 01.11.2022. 01.11.2022 в рассмотрении дела объявлен перерыв до 08.11.2022.
ИП Сергеева Н.А. в ходе рассмотрения дела сведения и документы, запрошенные в определениях Марийского УФАС России, не представила, своих представителей на рассмотрение дела не направила.
Изучив представленные в материалы дела документы и материалы, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
Согласно Письму ФАС России от 05.04.2007 года исх. № АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Согласно Письму ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.
Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц - к представляемой алкогольной продукции.
Размещаемая на стене дома реклама направлена на привлечение внимания идущих по улице граждан, а не на покупателей в месте продажи алкоголя, поскольку любой прохожий, как совершеннолетний, так и нет, может увидеть данную рекламу.
В связи с чем, усматривается, что подобный способ размещения информации об алкогольной продукции подпадает под признаки рекламы.
Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.
Из содержания рекламы, следует, что объектом рекламирования является магазин «Полторашка», разливные напитки.
Согласно акту выездного обследования от 23.03.2022 и кассовому чеку от 23.03.2022 (приобретено пиво «Немецкое светлое»), в магазине «Полторашка» осуществляется реализация в том числе алкогольной продукции (пива).
В соответствии с выводами, сделанными в ходе проведения Экспертного совета (протокол заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27.05.2022), рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции. Так, эксперты пришли к выводу, что представленная информация может рассматриваться как реклама алкогольных напитков, так как на рисунке изображено оборудование, применяемое при разливе слабоалкогольной продукции, таких как пиво, сидр и т.д. На баннере изображена пена, которая присутствует при розливе пива, присутствует слово «полторашка» которое в купе с изображением пены и соответствующего оборудования ассоциируется с розливом пива. Привлечение внимания неопределенного круга лиц к пиву в данном случае выражается в том, что рекламная конструкция содержит надпись «Полторашка», надпись «42 крана», изображение устройств для розлива пива (пивная колонка/пивная башня), изображение пены. Надпись «Полторашка» вызывает ассоциацию с пивом, т. к. зачастую пиво продается в пластиковых бутылках емкостью полтора литра. Изображения устройств для розлива ассоциируются с пивом, т. к. представленные устройства предназначены именно для розлива пива. В рекламной конструкции видно, что из кранов вытекает не просто жидкость, а пена (которая также ассоциируется с пивом). Кроме того, данные устройства именуются пивными колонками/пивными башнями, что также вызывает у потребителя ассоциацию с пивом при виде указанных устройств. При этом квас, например, такими устройствами не разливают. Также словосочетание «42 крана» намекает на 42 сорта пива, которые разливаются в данном магазине. Следовательно, перечисленные элементы в совокупности привлекают интерес потребителей не к любому напитку, а именно к пиву.
Комиссия, учитывая приведенные выводы, сделанные в ходе проведения Экспертного совета, оценивая рассматриваемую рекламу с позиции потребителя, приходит к выводу о том, что объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются в том числе алкогольные напитки (пиво).
Согласно письму ФАС России от 29.05.2020 № АК/45803/20 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Указанная рекламная конструкция располагается на стене здания, что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
Кроме того, согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рассматриваемой рекламе предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении требований пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе в рекламе «Полторашка. 42 крана разливных напитков. Найди свой кран», размещенной по адресу Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 28 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель, требований пункта 5 части 2 статьи 21 – рекламораспространитель.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно сведениям, указанным на кассовом чеке приобретенного товара в магазине «Полторашка», предпринимательскую деятельность осуществляет ИП Сергеева Наталья Александровна (ИНН 121510993699, ОГРН 315121500008023). Указанная рекламная конструкция располагается в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП Сергеева Н.А.
Из изложенного следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступает ИП Сергеева Н.А.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП Сергеевой Н.А.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу «Полторашка. 42 крана разливных напитков. Найди свой кран», размещенную по адресу Республика Марий Эл, пгт.Оршанка, ул.Палантая, д.12, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Выдать ИП Сергеевой Наталье Александровне (ИНН 121510993699, ОГРН 315121500008023) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель |
О.В. Ерошкина |
Члены Комиссии Н.В. Журавлева
Э.В. Буркова
2022-937