Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-374/2022 о нарушении законодатель... от 5 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 012/05/7-374/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«05» августа 2022 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «26» июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен: «05» августа 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>.

рассмотрев дело 012/05/7-374/2022, возбужденное по признакам нарушения части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Ч. по факту распространения наружной рекламы по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) «Tasty Cloud VAPE&HOOKAH SHOP Магазин вейп и кальянной продукции», а также наружной рекламы «Кальяны. POD-системы. Жидкости для вэйпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.»  по адресам ул.Комсомольская, 149/2 киоск, Бульвар 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 6,

в отсутствии представителей лица, участвующего в рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения наружной рекламы по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 (остановочный павильон) «Tasty Cloud VAPE&HOOKAH SHOP Магазин вейп и кальянной продукции» следующего содержания:

 

 

Марийским УФАС России в отношении ИП Ч.  возбуждено дело № 012/05/7-374/2022 по признакам нарушения части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения наружной рекламы «Tasty Cloud VAPE&HOOKAH SHOP Магазин вейп и кальянной продукции».

В ходе рассмотрения дела специалистами Марийского УФАС России установлено, что реклама кальянов, курительных принадлежностей размещалась также по адресам места осуществления предпринимательской деятельности ИП Ч. в г.Йошкар-Оле: ул.Комсомольская, 149/2 киоск:

 

и по адресу Бульвар 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 6:

 

ИП Ч.  в ходе рассмотрения дела указал, что рекламные конструкции «Tasty Cloud VAPE&HOOKAH SHOP Магазин вейп и кальянной продукции» по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1 были демонтированы 29.04.2022. Определение об отложении рассмотрения дела от 05.07.2022 получено индивидуальным предпринимателем, однако не было исполнено. При указанных обстоятельствах Комиссия Марийского УФАС России рассматривает дело на основании имеющихся доказательств.

 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная текстовая информации: «Tasty Cloud VAPE&HOOKAH SHOP Магазин вейп и кальянной продукции», «Кальяны. POD-системы. Жидкости для вэйпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.»  со схематичным  изображением кальяна и устройств для курения привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже кальянов, парогенераторов и аксессуаров к ним, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

- распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

- использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

- использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, любым способом.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама является рекламой кальянов и курительных принадлежностей, следовательно, при ее производстве, размещении и распространении нарушены требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.

Перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Образовательные программы предоставляют гражданам возможность изучать широкий спектр иностранных языков. Уровень освоения иностранного языка обучающимися обусловливается их индивидуальными способностями, мотивацией к овладению языком, качеством преподавания, практикой использования и т.д., и может существенным образом различаться у обучающихся.

Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной.

В рассматриваемой рекламе отсутствует перевод слов VAPE&HOOKAH SHOP, POD на русский язык, что приводит к невозможности восприятия рекламной информации потребителем. В связи с указанным рассматриваемая реклама нарушает требования части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

 В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, ответственность за нарушение требований части 1 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя.

В ходе проведения мониторинга установлено, что по установленным адресам, в которых размещалась реклама, деятельность осуществляет ИП Ч., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В материалы дела доказательств прекращения распространения рекламы не представлены.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Tasty Cloud VAPE&HOOKAH SHOP Магазин вейп и кальянной продукции» по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 103, корп. 1, и рекламу «Кальяны. POD-системы. Жидкости для вэйпа. Одноразовые электронные устройства. Ремонт устройств.» по адресам г.Йошкар-Оле: ул.Комсомольская, 149/2 киоск, Бульвар 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 6 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП Ч. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

Члены Комиссии                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны