Определение №ОЕ/3326/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 012/05/21-568/2023 по приз... от 28 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 012/05/21-568/2023 по признакам нарушения законодательства о рекламе
«28» июня 2023 года г. Йошкар-Ола
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы алкогольной продукции по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 155, с признаками нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе осмотра наружной рекламы установлен факт размещения рекламы «Твой вкус», расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 155, которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе, следующего содержания:
Кроме того, установлен факт размещения рекламы алкогольной продукции посредством листовок следующего содержания:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Из анализа текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступает алкогольная продукция, реализуемая в торговом объекте «Твой вкус», а также сам магазин.
Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц к представляемой алкогольной продукции.
Размещаемая на стекле при входе в торговую точку, а также в листовке реклама пива направлена на привлечение внимания идущих по улице граждан, а не на покупателей в месте продажи алкоголя, поскольку любой прохожий, как совершеннолетний, так и нет, может увидеть данную рекламу.
В связи с чем, усматривается, что подобный способ размещения информации об алкогольной продукции подпадает под признаки рекламы.
Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Как видно из фотографии спорной рекламы предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.
На основании вышеизложенного, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В соответствии с частями 6, 7 статьи 28 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Антимонопольным органом установлено, что деятельность в торговом объекте «Твой вкус» осуществляет ИП М.
Указанная рекламная конструкция располагается в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП М., привлекает внимание к объекту «Твой вкус».
Из изложенного следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступает ИП М.
Таким образом, антимонопольный орган усматривает в действиях ИП М. признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Возбудить производство по делу № 012/05/21-568/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Назначить дело № 012/05/21-185/2022 к рассмотрению на 19 июля 2023 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
- Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- индивидуальный предприниматель ИП М. (ИНН <…>, ОГРНИП <…>; <…>).
- Явка лица, участвующего в деле (либо представителей с надлежащим образом оформленными доверенностями), является правом, а не обязанностью.
- ИП М. в срок до 14 июля 2023 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения:
-копии заявок, договоров на изготовление/размещение рекламной информации на торговом объекте «Твой вкус», а также на листовках;
-копии документов, подтверждающих факт оказания услуг по размещению рекламы (подписанные обеими сторонами акты об оказанных услугах, платежные поручения и т.п.);
- сведения о поставщиках алкогольной продукции (наименование, ИНН, ОГРН, адрес места нахождения, адрес электронной почты и т.п.);
- полный перечень реализуемой алкогольной продукции года с указанием стоимости и объема реализации с момента размещения рекламы с приложением подтверждающих документов.
Представить мотивированную правовую позицию со ссылками на нормы права по следующим вопросам:
- изложить позицию о том, кто является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем указанной выше рекламы (с учетом положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе»);
- каким образом и в какой форме были сделаны заявки на изготовление/размещение рекламной информации?
- что является объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе?
- какова цель размещения рассматриваемой рекламы?
- кто является потребителями рекламируемых услуг?
- признаете ли Вы нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе?
- иные сведения и материалы, имеющие значение при рассмотрении данного дела.
Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: (8362) 56-60-56 либо по электронной почте, с последующим направлением по почте.
Дополнительно сообщаем, что Вы вправе принять участие в составлении протокола посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/3839125861.
Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.
Председатель комиссии