Решение б/н РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/... от 18 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-292/2022

13 апреля 2022 года                                                                                             г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии  – <…> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии:

<…> – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей заказчика – ГБУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер» <…>, <…> (на основании доверенностей), <…>;

в присутствии представителя ООО «Мек-Медикал» - <…> (на основании доверенности);

рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО «Мек-Медикал» от 06.04.2022 на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0308200003022000067 на поставку медицинских изделий (система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, проводимого ГБУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских изделий (система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.

Так, в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Мек-Медикал» на положения извещения указанного электронного аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона форме на поставку медицинских изделий (система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия размещено на официальном сайте 30.03.2022 (номер извещения 0308200003022000067).

Дата подачи окончательных предложений: 07.04.2022 09:30.

Начальная (максимальная) цена контракта: 104 971 000,00 рублей.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки.

Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление № 145) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Так, в соответствии с первым доводом жалобы, в разделе извещения - описание объекта закупки не установлена ссылка на позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – «КТРУ»), которой соответствует закупаемый товар.

Согласно Приложению №1 к Извещению о проведении электронного аукциона «Описание объекта закупки» закупке подлежит Система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом. Заказчиком установлен код ОКПД2: 26.60.12.131.

При этом, техническое описание объекта закупки свидетельствует о включении закупаемого товара в КТРУ с позицией 26.60.12.131-00000037 «Система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом» (обязательное применение с 25.02.2021):

Позиция КТРУ 26.60.12.131-00000037 «Система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом» содержит все соответствующие характеристики на объект закупки, которые отражают потребность Заказчика по всем обязательным для применения характеристикам товара, в частности:

пп.п.

Описание параметра

Потребность Заказчика

Значение характеристики для позиции КТРУ 26.60.12.131-00000037

  1.  

Визуализация брюшной полости

Да

Да / Нет

  1.  

Визуализация малого таза

Да

Да / Нет

  1.  

Градиент магнитного поля, мТл/м

≥ 28  и  ≤ 50

≥ 28  и  ≤ 50

  1.  

Диаметр туннеля (Гентри), Миллиметр

≥ 600 и ≤ 710

≤ 710 миллиметр

  1.  

Кардиовизуализация

Да

Да / Нет

  1.  

Индукция магнитного поля, Тл

не менее 1,5

1,5 Тесла

  1.  

Нейроваскулярные исследования

Да

Да / Нет

  1.  

Предельная нагрузка на стол пациента, килограмм

не менее 200

≤ 200 килограмм

  1.  

Синхронизация дыхания

Да

Да / Нет

  1.  

Синхронизация ЭКГ

Да

Да / Нет

  1.  

Тип Гентри

Закрытый

Закрытый

Учитывая все обязательные параметры объекта закупки, определенно в КТРУ имеется позиция, которая образует предмет закупки. Соответственно Заказчик был обязан использовать позицию КТРУ 26.60.12.131-00000037 «Система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом» которая полностью соответствует объекту закупки по всем обязательным параметрам и наименованию товара.

Согласно второму доводу ООО «Мек-Медикал», Заказчиком в описании объекта закупки Аукциона необоснованно установлены дополнительные требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями КТРУ.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указывает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

При описании объекта закупки Заказчик, прежде всего, руководствуется своими потребностями как учреждение здравоохранения в целях оказания качественной медицинской помощи пациентам.

Согласно сведениям, содержащимся в КТРУ, размещенном на сайте Единой информационной системы (https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/start/startPage.html), на момент публикации извещения об электронном аукционе в каталоге присутствовали 5 позиций, относящихся к данному виду медицинских изделий

 

Характеристики

Потребность Заказчика

26.60.12.131-00000033

26.60.12.131-00000034

26.60.12.131-00000035

26.60.12.131-00000036

26.60.12.131-00000037

Визуализация брюшной полости

Да

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Визуализация малого таза

Да

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Градиент магнитного поля, мТл/м

≥ 28  и  ≤ 50

≥ 30  и  ≤ 80

≥ 28  и  ≤ 50

≥ 28  и  ≤ 33

≥ 28  и  ≤ 33

≥ 28  и  ≤ 50

Диаметр туннеля (Гентри)

≥ 600 и ≤ 710

≥ 600 (мм)

≥ 600 (мм)

≥ 450 (мм)

≥ 450 (мм)

≤ 710 (мм)

Кардиовизуализация

Да

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Напряженность магнитного поля

не менее 1,5

3 (Тл)

1.5 (Тл)

≥ 1  и  ≤ 1.2 (Тл)

≥ 1  и  ≤ 1.2 (Тл)

1.5 (Тл)

Нейроваскулярные исследования

Да

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Предельная нагрузка на стол пациента

не менее 200 кг

≥ 200 (кг)

≥ 225 (кг)

≥ 200 (кг)

≥ 200 (кг)

≤ 200 (кг)

Синхронизация дыхания

Да

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Синхронизация ЭКГ

Да

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Да , Нет

Тип Гентри

Закрытый

Закрытый

Закрытый

Открытый

Закрытый

Закрытый

 

В соответствии с принципами контрактной системы в сфере закупок, заказчик при осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из этого следует, что выбор позиции КТРУ осуществляется заказчиком с учетом потребности заказчика и наличия обоснованных требований к характеристикам объекта закупки.

Анализ таблицы сравнения характеристик имеющихся позиций КТРУ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Позиция 26.60.12.131-00000033 не соответствует потребности заказчика по показателям «Градиент магнитного поля, мТл/м» (в позиции КТРУ предусмотрен диапазон 30 – 80 мТл/м, заказчику необходим диапазон от 28 до 50 мТл/м) и «Напряженность магнитного поля» (позиции КТРУ соответствует значение 3 Тл, заказчику требуется значение не менее 1,5 Тл)
  2. Позиция 26.60.12.131-00000034 не соответствует потребности заказчика по показателю «Предельная нагрузка на стол пациента».

Позиция КТРУ допускает значение данной характеристики равное или превышающее 225 кг, тогда как потребности заказчика соответствует значение данной характеристики не менее 200 кг. Установление описания согласно данной позиции КТРУ не позволит участникам принять участие в закупке и предложить оборудование со значением 200 кг. Установление в описании объекта закупки «≥ 225 кг» существенно ограничит возможное число участников закупки. При этом, данное ограничение числа участников закупки не будет обоснованным с точки зрения потребности заказчика, поэтому такое ограничение будет являться противоречащим принципу обеспечения конкуренции и прямым нарушением законодательства.

В ходе подготовки электронного аукциона и определения начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были получены коммерческие предложения, содержащие значение данной характеристики, равное 200 кг.

Согласно данным производителей (Siemens (Китай), GEHealthcare (Китай), Fujifilm Healthcare Corporation (Япония)), изученным в ходе проведения запроса цен и изучения рынка, все они имеют возможность поставки оборудования, отвечающего потребности заказчика, в том числе по характеристике «Предельная нагрузка на стол пациента» со значением 200 кг.

Заявка, поданная на участие в данной закупке, также содержит значение характеристики 200 кг.

Внесение изменений в описание объекта закупки в части указанной характеристики необоснованно ограничит возможность участия в закупки, а единственную поданную заявку комиссия заказчика будет вынуждена отклонить.

  1. Позиции 26.60.12.131-00000035 и 26.60.12.131-00000036 не соответствуют потребности заказчика по показателям «Градиент магнитного поля, мТл/м», «Диаметр туннеля (Гентри)», «Напряженность магнитного поля», а также «Тип Гентри» (для позиции 26.60.12.131-00000035).
  2. Позиция 26.60.12.131-00000037 не соответствует потребности заказчика по показателю «Предельная нагрузка на стол пациента», значение которой для данной позиции установлено «≤ 200 кг», т.е. меньшее или равное 200 кг.

При этом заказчику необходимо, чтобы стол пациента мог выдержать нагрузку минимум 200 кг. Согласно сведениям, предоставленным лечебными отделениями учреждения, в 2021 году было 2 пациента с весом 201 кг и 205 кг. В связи с отсутствием в учреждении диагностического оборудования (томография) для пациентов с весовой категорией более 200 кг, данным пациентам были предложены альтернативные, но при этом менее информативные методы исследования. Изображение МРТ по качеству сопоставимо с КТ исследованием, однако проведение магнитно-резонансной томографии не сопряжено с лучевой нагрузкой на организм, что является немаловажным фактором для диагностики пациентов, которые проходят лучевую терапию. МРТ исследование хорошо подходит для изучения структуры мягких тканей и таких органов, как головной и спинной мозг, почки, органы малого таза, кровеносные сосуды. МРТ обладает большей чувствительностью при оценке состояния мягких тканей и сосудов. Злокачественные образования на ранних стадиях сравнительно легко поддаются лечению, в то же время ошибка при постановке диагноза может стоить пациенту жизни. Также важным фактором успеха лечения является и своевременное выявление метастазов и вторичных опухолей.

Также данная позиция не отвечает потребности заказчика по характеристике «Диаметр туннеля (Гентри)». Значение характеристики, предусмотренное в описании позиции КТРУ, предполагает, что заказчика устроит любой диаметр туннеля (Гентри), не превышающий 710 мм. Между тем, в силу особенностей, связанных с приемом взрослых пациентов, заказчику объективно и обоснованно необходим туннель с диаметром не менее 600мм, меньшее значение попросту не позволит проводить обследования большому числу пациентов.

Относительно второго довода жалобы Заказчик пояснил, что дополнительные характеристики МРТ, указанные заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними.

Так, Заказчик указывает, что для осуществления функционирования МР-системы требуется такое дополнительное оборудование, как «Кабина защитная радиочастотная», «Система воздушного кондиционирования процедурной», «Система поддержания температуры в технической комнате». При отсутствии данных позиций в закупке система магнитно-резонансной томографии не сможет выполнять свое назначение надлежащим образом, поэтому включение в Описание объекта закупки требований по наличию данного дополнительного оборудования является критически важным.

Данные параметры и требования отсутствуют в описании позиций, имеющихся в КТРУ.

Кроме того, многие из вышеупомянутых характеристик, отсутствующих в описании позиций КТРУ, присутствуют в техническом регламенте по составлению ТЗ на системы МРТ – в частности, ГОСТ Р 56310-2014 6.1 (содержащий технические характеристики (параметры), которые должны быть включены в ТЗ на государственную закупку Системы магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом).

Установление Заказчиком более высоких требований к закупаемому оборудованию продиктовано принципом стимулирования инноваций, который гласит, что при планировании и осуществлении закупок Заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путём закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Имеющиеся в КТРУ коды товаров с указанными техническими характеристиками не подходят под требования Заказчика, что является основанием для неприменения этих кодов и характеристик КТРУ, и как следствие, отсутствием необходимости обосновывать включение иных характеристик, что подтверждается пунктом 7 Правил: в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе тем, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию (извещение) о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

Установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к извещению о проведении электронного аукциона.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил использования КТРУ установлено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).

Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, который соответствует коду ОКПД2: 26.60.12.131. «Система магнитно-резонансной томографии всего тела, со сверхпроводящим магнитом».

Вместе с тем, Комиссией установлено, что при описании объекта закупки заказчиком указаны характеристики товара, которые не включены в соответствующую позицию КТРУ.

Согласно доводу, ООО «Мек-Медикал», Заказчик при описании объекта закупки должен был указать ссылку на позицию КТРУ - 26.60.12.131-00000037.

Вместе с тем, данная позиция не отвечает потребности заказчика по характеристике «Диаметр туннеля (Гентри)». Значение характеристики, предусмотренное в описании позиции КТРУ, предполагает, что заказчика устроит любой диаметр туннеля (Гентри), не превышающий 710 мм. Между тем, в силу особенностей, связанных с приемом взрослых пациентов, заказчику объективно и обоснованно необходим туннель с диаметром не менее 600мм, меньшее значение попросту не позволит проводить обследования большому числу пациентов. Также Позиция 26.60.12.131-00000037 не соответствует потребности заказчика по показателю «Предельная нагрузка на стол пациента», значение которой для данной позиции установлено «≤ 200 кг», т.е. меньшее или равное 200 кг.

По поводу возможности применения позиции КТРУ 26.60.12.131-00000034 в рамках рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что имеющиеся в позиции КТРУ технические характеристики не удовлетворяют потребностям заказчика и не позволяют эффективно осуществить закупку того оборудования, которое необходимо заказчику учитывая специфику его деятельности.

Так, Заказчиком, в обоснование своей позиции, представил медико-экономическое обоснование установления более развернутых дополнительных требований при описании объекта указанной закупки, согласно которому, установление таких дополнительных требований позволит диагностировать онкологические заболевания на самой ранней стадии (также установление начальной стадии метастазирования), и, исходя из результатов исследования, выбирать действенную тактику лечения пациентов.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время в КТРУ не имеется позиции, удовлетворяющей потребностям заказчика.

Согласно пункту 7 Постановления № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.   

Таким образом, в рамках рассмотрения дела, при изучении представленных Заказчиком пояснений и материалов, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что установление дополнительных характеристик закупаемого оборудования обусловлена потребностью и спецификой деятельности заказчика, описание закупаемого товара произведено заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, позиция заявителя является необоснованной.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мек-Медикал» необоснованной.

2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны