Определение №ОЕ/2147/24 определение о возбуждении дела № 012/05/28-334/2024 от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 012/05/28-334/2024 по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

«15» мая 2024 года г. Йошкар-Ола

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела <...>, рассмотрев материалы по факту размещения рекламы финансовых услуг,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) был осуществлен осмотр наружной рекламы в городе Волжск, в результате которого 11.04.2024 установлен факт размещения рекламы финансовых услуг по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 113, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), следующего содержания:

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена на витрине торгового объекта; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее – Закон о защите конкуренции), под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потенциальных покупателей к возможности приобретения мебели в кредит, следовательно, в рекламе предложены услуги кредитования.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой финансовой услуги кредитования. Реклама финансовых услуг должна соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ней.

Реклама указанных услуг должна содержать наименование юридического лица в соответствии с гражданским законодательством.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Администрацией городского округа «Город Волжск» разрешение на установку и эксплуатацию рассматриваемой рекламной конструкции, размещенной по адресу: Республика Марий Эл, Волжск, Федина, 1/1, не представлено.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность на объекте «Мебельный центр «Дружба» осуществляют ИП З. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, зарегистрирован по адресу: <...>), ИП Б. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>, адрес регистрации: <...>).

Следовательно, ИП З., ИП Б. являются как рекламодателями, так и рекламораспространителями рассматриваемой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-334/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  2. Назначить дело № 012/05/28-334/2024 к рассмотрению на 03 июня 2024 года в 10 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

  3. Признать лицами, в действиях которых содержаться признаки нарушения:

- ИП З. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, зарегистрирован по адресу: <...>),

- ИП Б (ИНН <...>, ОГРНИП <...>, адрес регистрации: <...>).

  1. ИП З. в срок до 30 мая 2024 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

  • кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы (с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе») ;

  • письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в данном определении;

  • кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе;

  • представить копии договоров, соглашений, на основании которых осуществлялось размещение спорной реклама;

  • указать период распространения рассматриваемой рекламы;

  • кем разрабатывался, утверждался макет рекламы? Представить подтверждающие документы;

  • копии договоров на размещение, изготовление рассматриваемой рекламы ( с утвержденным графиком выхода данной рекламы за весь период ее размещения на телевидении, с приложением доказательств об их исполнении – копии актов выполненных работ, платёжных документов);

  • соблюдены ли при распространении рассматриваемой рекламы требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе»? Представить письменную мотивированную позицию;

  • копии договоров, заключенных с кредитными организациями на предоставление кредита;

  • иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

  1. ИП Б. в срок до 30 мая 2024 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

  • кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы (с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе») ;

  • письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в данном определении;

  • кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе;

  • представить копии договоров, соглашений, на основании которых осуществлялось размещение спорной реклама;

  • указать период распространения рассматриваемой рекламы;

  • кем разрабатывался, утверждался макет рекламы? Представить подтверждающие документы;

  • копии договоров на размещение, изготовление рассматриваемой рекламы (с утвержденным графиком выхода данной рекламы за весь период ее размещения на телевидении, с приложением доказательств об их исполнении – копии актов выполненных работ, платёжных документов);

  • соблюдены ли при распространении рассматриваемой рекламы требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе»? Представить письменную мотивированную позицию;

  • копии договоров, заключенных с кредитными организациями на предоставление кредита;

  • иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

  1. Явка лица, участвующего в деле (либо его представителей с надлежащим образом оформленными доверенностями), является правом, а не обязанностью.

  2. Предложить лицу представить иные сведения и материалы, имеющие значение при рассмотрении данного дела.

Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.

В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.

Сообщаем, что Вы вправе принять участие в заседании комиссии посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/0050875026.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

 

Заместитель руководителя управления - начальник отдела

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны