Акт плановой выездной проверки №АБ/6482/22 АКТ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ в отн. Маристата от 28 ноября 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АКТ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл

 

28 октября 2022 года                                                          г. Йошкар-Ола

Основание для проведения выездного контрольного мероприятия: на основании приказа от 20 сентября 2022 года № 159 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл проведена плановая выездная проверка соблюдения Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 31) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при осуществлении закупочной деятельности в 2019-2022 гг.

Копия приказа о проведении плановой выездной проверки 20 сентября 2022 года № 159 направлена в адрес проверяемого лица 20.09.2022 (исх. № 02-02/177), получено им 26.09.2022.

Сроки проведения плановой выездной проверки: проверка проводилась в период с 03.10.2022 по 28.10.2022 включительно.

Место проведения проверки: по месту нахождения проверяемого лица –

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл: 424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 31 и по месту нахождения контрольного органа – Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

Проверяемый период: с 03.10.2019 года до даты начала контрольного мероприятия.

Краткая информация о проверяемом объекте: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (далее также — Маристат, Заказчик) согласно Положению, утвержденному Приказом Росстата от 20.04.2018 № 238, является территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, действующим на территории субъекта Российской Федерации – Республике Марий Эл, осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Республике Марий Эл.

Учредителем Маристата является Федеральная служба государственной статистики.

Официальное полное наименование — Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. Официальное сокращенное наименование - Маристат.

Место нахождения Учреждения: 424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 31.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлась врио руководителя И.П. Петрова.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции: <…> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления

Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл; Члены инспекции:

  • <…> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;
  • <…> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;
  • <…> – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;
  • <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.

При проведении проверки использованы следующие документы: в целях изучения деятельности проверяемого лица на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд членами инспекции были получены:

  • учредительные и регистрационные документы проверяемого лица;
  • планы-графики закупок Маристата на 2019, 2020, 2021, 2022 гг.;
  • документы на членов комиссии о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд;
  • информация за период с 03.10.2019 года до даты начала контрольного мероприятия обо всех закупках, по результатам проведения которых контракт заключен с участником, которому присвоен второй номер;
  • реестр всех текущих закупок на момент проведения плановой выездной проверки;
  • реестр всех закупок, в которых в период с 03.10.2019 по 02.10.2022 отклонялись заявки на участие в закупках;
  • информация за 2019-2022 гг. об объемах (количество, стоимость) закупок, проведенных в форме аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, конкурса в электронной форме, с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • реестр контрактов, находящихся в ЕИС в статусе «Исполнение», заключенных в период с 03.10.2019 по 02.10.2022.

     В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о контрактной системе Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы.

  • установлено, что приказом о назначении уполномоченных лиц для осуществления функций Заказчика от лица Маристата и контрактных управляющих Маристата в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Маристата № 82/ос от 30.12.2021, приказом о внесении изменений в приказ № 82/ос от 21.04.2022 № 49/ос функции контрактного управляющего, ответственного за  осуществления закупок товаров, работ, услуг Маристата возложены на <…>, <…>; в части планирования и нормирования закупок — на  <…>, <…>.

Согласно части 1 статьи 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.

Так, Маристатом утверждены приказы о создании Единой комиссии по осуществлению закупок для государственных нужд Маристата: № 37/ос от 17.09.2018, 62/ос от 10.10.2019, № 49/ос от 13.07.2020, № 31/ос от 02.04.2021, 49/ос от 21.04.2022, 72/ос от 29.09.2022;

Согласно приказу об утверждении единой комиссии Маристата № 72/ос от

29.09.2022, в состав единой комиссии входят следующие сотрудники:

  • председатель комиссии <…>;
  • заместитель председателя комиссии <…>;
  • - члены комиссии <…>, <…>;
  • - секретарь комиссии <…>.

Также Маристатом представлены документы о прохождении указанными сотрудниками обучения по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым <…> проходил обучение в январе 2018 года (удостоверение № 2402 от 31.01.2018, выдано НЧУ ДПО «Институт бизнеса и рекламы»); <…> – в августе 2021 года (удостоверение № ПК 4610 от 27.08.2021, выдано АНО ДПО «Дальневосточный институт дополнительного профессионального образования»); <…> – в феврале 2022 года (удостоверение № 25434 от 22.02.2022, выдано ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»); <…> – в октябре 2021 года (удостоверение № 224 ПК20081 от 16.10.2020, выдано ЧУ ДПО «Институт контрактной службы»); <…> – в ноябре 2020 года (удостоверение № 174976 от 13.11.2020, выдано НИУ «Высшая школа экономики»).

Общая статистическая информация об осуществленных Маристатом в проверяемый период закупках: в проверяемый период (с 03.10.2019 по 02.10.2022) согласно данным ЕИС

Учреждением было объявлено 75 электронных аукционов, 4 запроса котировок в электронной форме (извещения о проведении которых размещены в ЕИС).

В проверяемый период Маристатом заключено 158 государственных контрактов, сведения о которых размещены в ЕИС.

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренный частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе, за 2019 год размещен заказчиком 18.02.2020, за 2020 год размещен заказчиком 26.02.2021, за 2021 год размещен заказчиком 30.03.2022.

За 2019 год общая стоимость товаров, работ, услуг по результатам проведенных электронных аукционов составила 7832967,56 рублей, по результатам запросов котировок в электронной форме 659708,55 рублей, с единственным поставщиком на сумму – 7724482,84 рублей.

За 2020 год общая стоимость товаров, работ, услуг по результатам проведенных электронных аукционов составила 4075793,11 рублей, по результатам запросов котировок в электронной форме 190065,00 рублей, с единственным поставщиком на сумму – 6594489,51 рублей.

За 2021 год общая стоимость товаров, работ, услуг по результатам проведенных электронных аукционов составила 1837128,5 рублей, с единственным поставщиком на сумму – 4733396,94 рублей.

По пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в 2020 году Маристатом было заключено 156 контрактов на сумму 2408896,6 рублей.

По пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в 2021 году Маристатом было заключено 119 контрактов на сумму 2449989,83 рублей.

По пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в 2022 году Маристатом было заключено 74 контрактов на сумму 1499739,93 рублей.

По результатам проведения плановой выездной проверки установлены следующие нарушения законодательства.

1. Маристатом проводился электронный аукцион на оказание транспортных услуг для подготовки и проведения сельскохозяйственной микропереписи 2021 года (извещение № 0108100000921000017  от 08.07.2021).

По результатам проведенного электронного аукциона на участие в закупке была подана одна заявка ИП Ш.

23.07.2021 между ИП Ш. и Заказчиком заключен контракт на оказание транспортных услуг для подготовки и проведения сельскохозяйственной микропереписи 2021 года.

Пункт 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021) предусматривает, что в реестр контрактов включаются следующие документы и информация: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).

Согласно пункту 4.1. контракта оказание услуг осуществляется Исполнителем с 1 августа 2021 года по 10 сентября 2021 года включительно.

Пунктом 2.6. контрактом установлено, что оплата осуществляется Заказчиком в пределах лимита бюджетных обязательств на 2021 год путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя ежемесячно, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами предоставленного Исполнителем акта оказанных услуг, счета на оплату, счета-фактуры

Из пункта 5.1. контракта следует, что исполнитель в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Заказчику документы о приемке оказанных услуг.

В рамках проведения плановой проверки установлено, что акт приемки оказанных услуг за август 2021 года подписан Заказчиком 02.09.2021 (размещен в ЕИС 03.09.2021), оплачен 08.09.2021 (платежное поручение № 862350 от 08.09.2021 размещено в ЕИС 13.09.2021).

Вместе с тем, установлено, что акт оказанных услуг за сентябрь направлен заказчику только 10.11.2021, подписан Заказчиком 15.11.2021.

Пунктом 7.4. контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Так, Заказчиком 11.11.2021 в адрес ИП Ш. направлено уведомление об удержании штрафа в размере 1000 рублей из суммы обеспечения исполнения контракта.

Cсогласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пункте 10 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Следует отметить, что оплата оказанных услуг за сентябрь произведена Заказчиком 18.11.2021.

Следовательно, Заказчик обязан направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информацию о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом до 25.11.2021.

Однако, в нарушение пункта 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021), уведомление от 11.11.2022 в реестре контрактов на настоящее время не размещено.

Таким образом, в действиях Маристата имеется нарушение 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021), а, следовательно, состав административного правонарушения по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая изложенное, Марийским УФАС России принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

2. Маристатом проводился электронный аукцион на поставку аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания (реестровый номер извещения в единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru №

0108100000922000007 от 22.04.2022).

Установлено, что Заказчику к поставке требуются батареи аккумуляторные (КТРУ

27.20.23.190 ).

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Во исполнение указанной нормы закона принят приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 1.1 Приказа  Минфина России № 126н от 04.06.2018 предусмотрено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

Товар с позицией КТРУ 27.20.23.190 входит в список товаров, которые подпадают под действие приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018.

Вместе с тем в извещении указанной закупки не установлено ограничение допуска товара с позицией КТРУ 27.20.23.190 в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018.

Аналогичное нарушение в действиях Маристата установлено и при проведении закупки № 0108100000922000014 от 31.05.2022 на поставку аккумуляторных батарей для офисной техники.

                                   Следовательно, в действиях Маристата при проведении закупок                    №

0108100000922000007, № 0108100000922000014 имеется нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, и, как следствие, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Маристатом проводился электронный аукцион № 0108100000922000009 от 27.04.2022 на поставку многофункциональных устройств (МФУ взамен вышедших из строя).

Согласно приложению № 3 к извещению о проведении электронного аукциона Заказчику к поставке требуется МФУ HP LaserJet Pro M428fdn в количестве 3 (трех) штук.

Указание конкретного товарного знака Заказчиком обусловлено необходимостью взаимодействия требуемых Заказчиком товаров с товарами, используемыми Заказчиком.

Так, Марийским УФАС России был направлен запрос относительно наличия у Маристата в пользовании МФУ HP LaserJet Pro M428fdn, а также картриджей с товарным знаком HP.

В ответ на запрос Маристатом указано, что в пользовании органа находится  10 МФУ модели HP LaserJet Pro M428fdn, 63 оригинальных картриджа с товарным знаком HP, а также 49 иных МФУ.

Кроме того, Заказчик в письменных пояснениях указывает, что указание конкретного товарного знака при проведении закупки не нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку такое указание необходимо для взаимодействия закупаемых МФУ с имеющимися у Заказчика оригинальными картриджами.

Вместе с тем, с данной позицией нельзя согласиться ввиду следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из данной нормы следует, что в случае указания Заказчиком в описании объекта закупки конкретного товарного знака, такое указание должно сопровождаться формулировкой «или эквивалент», либо, если закупается товар к имеющемуся у Заказчика в наличии товару с определенным товарным знаком, который несовместим с товарами других товарных знаков.

Наличие у Заказчика большого количества оригинальных картриджей не является условием для закупки МФУ с конкретным товарным знаком, поскольку у Заказчика уже имеются в наличии МФУ с товарным знаком HP.

На основании изложенного Заказчик в описании объекта закупки при указании конкретного товарного знака товара должен был указать формулировку «или эквивалент».

Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Сведения о лице, составившим акт: настоящий акт контрольного мероприятия составлен ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России Ю.А. Абдуллаевой по месту нахождения контрольного органа: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул.

Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, тел. 45-57-31.

Подписи лиц, проводивших проверку:

____________________                                                                     <…>                                                                              

____________________                                                                     <…>

____________________                                                                     <…>

____________________                                                                     <…>

____________________                                                                     <…>

Акт составлен в 2-х экземплярах на __ листах каждый.

Связанные организации

Связанные организации не указаны