Определение б/н определение от 1 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела № 012/05/28-277/2021

по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

«01» апреля 2021 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения 13.02.2021 в онлайн газете городских новостей «Pro Город Йошкар-Ола» рекламы программы «Солидный процент» кредитного потребительского кооператива граждан «ГозЗайм»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, в результате которого установлен факт размещения в онлайн газете городских новостей «PRO Город Йошкар-Ола» рекламы программы «Солидный процент» КПКГ «ГозЗайм», следующего содержания:

 

 

 

 

 

 

 

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006  38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу пункта 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ  «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков);

Кредитный кооператив является некоммерческой организацией, объединяющей физических лиц на основе членства для удовлетворения своих потребностей в финансовой помощи.

Предметом деятельности кооператива является объединение паенакоплений и привлечение личных денежных средств его членов, размещение указанных денежных средств путем предоставления займов своим членам.

Как установлено Марийским УФАС России, в рекламном модуле, размещенном в онлайн газете городских новостей «PRO Город Йошкар-Ола» от 13.02.2021, содержалась следующая информация: КПКГ «ГозЗайм-победитель всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России – 2020». Выгодно вложите свои сбережения. Программа «Солидный процент». Сбережения принимаются от 1000 руб. под 8,5% годовых на срок 5 месяцев. Ставка при досрочном снятии 0,95% годовых.

При этом, в соответствии с пунктом 2.1.2 Положения о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов (пайщиков) кредитного потребительского кооператива граждан «ГозЗайм», максимальная сумма личных сбережений – максимальное допустимое на дату заключения договора числовое значение финансового норматива, утвержденного Банком России и устанавливающего пределы привлечения денежных средств кооператива.

Кроме того, по программе «Солидный процент» предусмотрены следующие условия:

- порядок определения процентной ставки в годовых – ключевая ставка ЦБ РФ * 2;

- выплата процентов – ежемесячно;

- пополнение – возможно;

- капитализация – не предусмотрена;

- частичное снятие – до 10% от суммы вложения с сохранением дохода.

К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, относятся сумма вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия, если их включение в договор может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору.

При этом вся необходимая и требуемая по закону информация, должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с этим вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доведена до потребителей при ознакомлении с рекламой.

Указанная информация распространялась в газете, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к деятельности (финансовой услуге) кредитного кооператива, формирование и поддержание интереса к финансовым услугам кооператива.

Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в рассматриваемой рекламе указаны не были.

Таким образом, в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях оказания финансовой услуги по привлечению денежных средств кредитным кооперативом, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации о финансовой услуге, и потребители вводятся в заблуждение об условиях ее предоставления.

Следовательно, в рекламе финансовой услуги кредитного кооператива по привлечению денежных средств для последующего предоставления займов усматриваются признаки нарушения пункта части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 и статьей 28 данного федерального закона.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-277/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело № 012/05/28-277/2021 к рассмотрению на 22 апреля 2021 в 11 часов 00 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения:

- кредитный потребительский кооператив граждан «ГозЗайм» (ИНН 1655234210, ОГРН 1111690093833; юридический адрес: 420107, г. Казань, ул. Марселя Салимжанова, д. 19).

4. Явка лица, участвующего в деле (либо его представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью), обязательна.

5. КПКГ «ГозЗайм» в срок до 20 апреля 2021 года представить в Марийское УФАС России представить следующие документы и сведения:

- письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в данном определении;

- кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе;

- кем разрабатывался макет рекламы?

- представить копии договоров, соглашений, на основании которых осуществлялось размещение рассматриваемой рекламы 13.02.2021 в онлайн газете городских новостей «Pro Город Йошкар-Ола»

- иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Обращаем внимание, что пропуск в здание Марийского УФАС России ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).

Также сообщаем, что возможность участия в составлении протокола будет организована посредством удаленного доступа по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/0224530201.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны