Решение №ОЕ/2599/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/21-354/2023 о нарушении законодател... от 23 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 012/05/21-354/2023 о нарушении

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«23» мая 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «23» мая 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «23» мая 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела <...>;

член Комиссии – ведущий специалист- эксперт <...>,

член Комиссии – специалист- эксперт <...>,

рассмотрев дело № 012/05/21-354/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП К., по факту распространения рекламы магазина «Пенная гильдия», размещенной на фасаде здания по адресу Республика Марий Эл, Новоторъяльский р-н, пгт. Новый Торъял, ул. Советская, д. 24,

в отсутствии ИП К., надлежащим образом уведомленной о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ИП К. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) по признакам нарушения Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы магазина «Пенная гильдия», размещенной на фасаде здания по адресу Республика Марий Эл, Новоторъяльский р-н, пгт. Новый Торъял, ул. Советская, д. 24, следующего содержания:

 

Основанием для возбуждения дела явился проведенный 12.04.2023 специалистами Марийского УФАС России осмотр наружной рекламы.

Из письменных пояснений ИП К. (от 22.05.2023 рег. ном. 3628/23) следует, что рассматриваемая реклама была размещена по указанному адресу с января 2023 года, установлен в рамках покупки франшизы.

Также предприниматель указала, что данная информация размещалась по незнанию, после получения определения Марийского УФАС России данная реклама была демонтирована 20.05.2023, в подтверждение чему представлена фотография фасада здания.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, письменные пояснения, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является магазин разливных напитков «Пенная гильдия», а также «всегда свежие напитки и закуски», а также особые условия приобретения разливных напитков «накопи 10 литров и получи 1 литр в подарок! Днем дешевле! Полтора по цене одного! И другие скидки и бонусы». Указанный текст сопровождается изображением кружек с пенным напитком на фоне пшеничного поля.

Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции, так как при оформлении рекламы используется словосочетание «разливные напитки» и изображение кружек с пенным напитком, вид и оформление которых явно ассоциируются с пивом, а не любым разливным напитком. Кроме того, указанная реклама сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции.

Пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Указанная рекламная конструкция располагается на фасаде здания, что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

На основании вышеизложенного, Комиссией Марийского УФАС России установлен факт нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, указанным на кассовом чеке приобретенного товара «Н-к Вкус СССР светлое фильтр.» в магазине «Пенная гильдия», предпринимательскую деятельность осуществляет ИП К. (ИНН <...>). Указанная рекламная конструкция располагается в месте осуществления предпринимательской деятельности ИП К., привлекает внимание к магазину «Пенная гильдия». Указанное также подтверждено предпринимателем в письменных пояснениях.

Из изложенного следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступает ИП К.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исходя из того, что на момент рассмотрения дела рассматриваемая реклама была демонтирована, о чем были представлены документальные доказательства, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено. Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Пенная гильдия»: «Всегда свежие напитки и закуски, накопи 10 литров и получи 1 литр в подарок! Днем дешевле! Полтора по цене одного! И другие скидки и бонусы», сопровожденную изображением кружек с пенным напитком на фоне пшеничного поля, размещенную на фасаде здания по адресу Республика Марий Эл, Новоторъяльский р-н, пгт. Новый Торъял, ул. Советская, д. 24, поскольку она не соответствует требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьями 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны