Протокол, выписка из протокола б/н факт нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.0... от 17 августа 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.9-620/2022

об административном правонарушении

 

16 августа 2022 года г. Йошкар-Ола

 

Настоящий протокол об административном правонарушении составлен по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьями 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по факту нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при проведении Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» закупок № 0808300000220000040 от 21.12.2020 на выполнение работ по эксплуатации объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2021 году, № 0808300000221000031 от 20.12.2021 на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году, в отношении должностного лица - заместителя руководителя Управления городской администрации городского округа «Город Йошкар – Ола» <…>:

<…>;

подвергалась административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ): _________________.

 

Место, время совершения и событие административного правонарушения.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Так, решением от 20.06.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 012/01/17-109/2022 в действиях Управления городской администрации городского округа «Город Йошкар – Ола» установлено нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося во включении в документацию по закупкам № 0808300000221000031, № 0808300000220000040 самостоятельных, технологически не связанных между собой объектов закупки: выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставку электрической энергии, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В рамках рассмотрения дела № 012/01/17-109/2022 о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар – Ола» проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, аукционная документация размещены на официальном сайте 20.12.2021 (извещение № 0808300000221000031), начальная (максимальная) цена контракта: 66 000 000,00 рублей.

Как следует из извещения о проведении открытого аукциона, информационной карты документации об аукционе, проекта контракта предметом контракта является выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году.

Вместе с тем, из документации по закупке, технического задания, а также проекта контракта следует, что работы по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения включают в себя, в том числе, поставку электроэнергии.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.07.2021, действовавшей на момент проведения закупки) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию об обосновании начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В рамках проведенной проверки установлено, что начальная (максимальная) цена контракта обоснована Заказчиком тремя методами, в частности:

- проектно-сметным методом обоснованы работы по капитальному ремонту (согласно локальной смете № 1 стоимость работ составляет 5 094 330,00 рублей);

- работы по техническому обслуживанию (эксплуатации) объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году обоснованы методом сопоставимых рыночных цен (стоимость работ составляет 8 999 273,34 рублей);

- расчет стоимости электроэнергии в 2022 году определен с использованием иного метода, не предусмотренным статьей 22 Закона о контрактной системе, а именно в соответствии со счет-фактурой № 1000/72814/01 от 30 ноября 2021 года (полученной в рамках исполнения контракта № 3121516211621000002 от 11.01.2021), согласно которой цена за электроэнергию составила (информация представлена ниже в табличной форме):

 

п/п

Наименование товара

Единица

измерения

Цена (тариф) за единицу измерения, без НДС 20 %

1

СН2: электроэнергия (мощность) по 3 ценовой

категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

5,29

2

СН2: электроэнергия (мощность) по 3 ценовой

категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

5,26

3

НН: электроэнергия по 1 ценовой категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

7,40

4

СН2: электроэнергия по 1 ценовой категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

6,84

Таким образом, прогнозируемая заказчиком стоимость единицы (кВт.ч) электроэнергии в 2022 году составит:

п/п

Наименование товара

Единица

измерения

Цена (тариф) за единицу измерения, без НДС 20 %

1

СН2: электроэнергия (мощность) по 3 ценовой

категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

5,48

2

СН2: электроэнергия (мощность) по 3 ценовой

категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

5,44

3

НН: электроэнергия по 1 ценовой категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

7,66

4

СН2: электроэнергия по 1 ценовой категории (менее 670 кВт)

кВт*ч

7,08

 

Далее приводится следующий расчет:

Размер бюджетных ассигнований на эксплуатацию объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2021 году составляет 66 000 000 рублей.

Соответственно размер денежных средств, предназначенных на электроэнергию, составил у заказчика 66 000 000 – 8 999 273, 34+ 5 094 330, 92= 51 906 395, 74 рублей.

Согласно представленным заказчиком сведениям, расчет стоимости электроэнергии, поставляемой в 2022 году определен с использованием иного метода, не указанного в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, ввиду того, что использование иных методов не представляется возможным, цены на электроэнергию подлежат постоянному изменению, не тарифицируются. В связи с чем, целесообразным для определения стоимости электроэнергии является применение к существующей стоимости электроэнергии коэффициентов, установленных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

Между тем, техническое задание, проект контракта не содержит информации относительно объема поставляемой электрической энергии.

Из указанного следует, что при проведении № 0808300000221000031 от 20.12.2021 заказчиком включены в предмет контракта работы по капитальному ремонту, работы по техническому обслуживанию (эксплуатации) объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» и поставка электроэнергии.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, Заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложении в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

Так, Заказчиком в техническом задании аукционной документации указано следующее: «Техническое обслуживание объектов уличного освещения включает в себя работы по включению и выключению объектов уличного освещения согласно графику включения, частичного или полного отключения объектов уличного освещения, работы по содержанию объектов уличного освещения, осуществление контроля за потребляемой электроэнергией для уличного освещения и ее оплату энергоснабжающим организациям. Работы по техническому обслуживанию (эксплуатации) объектов уличного освещения представляют собой комплекс профилактических работ по уходу за сооружениями, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов, а также уборка их в течение периода содержания.

Ремонт (капитальный, текущий) объектов уличного освещения включает работы по восстановлению или замене отдельных изношенных элементов сооружений на более прочные и экономичные. К работам по ремонту объектов уличного освещения относятся следующие виды работ: замена опор уличного освещения, силового кабеля, проводов, замена арматуры устаревших конструкций более совершенными типами; дополнительная установка или замена фонарей и светильников; монтаж и замена реле времени (контактных часов), фотореле и установок телеуправления уличного освещения; все виды работ по ремонту средств автоматики и телемеханики по управлению сетями уличного освещения с комплексной заменой узлов и деталей; установка и замена панелей уличного освещения; окраска опор, фонарей, осветительной арматуры».

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 2.6. проекта контракта оплата по настоящему Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте. В случае изменения расчетного счета Подрядчик обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Контракте счет Подрядчика, несет Подрядчик.

Оплата потребленной электроэнергии, израсходованной в целях обеспечения работы объектов наружного освещения, за прошедший месяц, осуществляется Заказчиком в течение 30 дней после приемки работ Заказчиком, подписания предоставленного Подрядчиком акта приемки выполненного этапа работ (Форма КС-2), справки стоимости выполненных работ (форма КС-3), копий платежных документов подтверждающих факт оплаты электроснабжающей организации потребленной объектами наружного освещения электроэнергии и всей исполнительной документации, установленной Техническим заданием.

Из пункта 4.1. проекта контракта следует, что Подрядчик самостоятельно организует производство Работ на объекте по своим планам, за счет своих сил и средств, в соответствии с Техническим заданием. Подрядчик самостоятельно заключает договор энергоснабжения в целях обеспечения работы объектов уличного освещения, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», на 2022 год.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 34 (1) основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения и прилагаемых документов и в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора. 

В случае если заявитель не согласен с условиями, содержащимися в полученном проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. В течение 10 дней гарантирующий поставщик подписывает договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий, и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции либо уведомляет в письменной форме заявителя об отказе от внесения изменений с указанием причин такого отказа.

Таким образом, в случае подписания контракта по данной закупке может возникнуть ситуация, при которой поставка электрической энергии не будет осуществляться, а будет напрямую зависеть от срока подписания договора электроснабжения гарантирующим поставщиком.

В рамках рассмотрения дела, Комиссия по контролю в сфере закупок отметила, что пунктом 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заключения контракта энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии без проведения конкурентных процедур.

Иными словами, законодатель, предусматривая основание для заключения государственными и (или) муниципальными заказчиками контракта с единственным поставщиком, выделяет поставку электроэнергии в отдельный предмет закупки ввиду нецелесообразности проведения конкурентных процедур.

С учетом изложенного, документация об аукционе включает в себя два самостоятельных объекта закупки: выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставку электрической энергии.

Кроме того, используемые заказчиком методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта: сметный метод, метод сопоставимых рыночных цен и иной метод, также свидетельствуют о разнородном характере услуг, образующих объект закупки.

Таким образом, выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставка электрической энергии на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», указанные в документации, технологически и функционально не связаны между собой, и выполнение данных работ может осуществляться от поставки электрической энергии отдельно. Следовательно, объединение заказчиком в один предмет закупки выполнения работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставки электрической энергии неправомерно.

Также согласно ответу УФНС России по Республике Марий Эл (вх. № 11942 от 28.12.2021) на территории Республики Марий Эл более двухсот хозяйствующих субъектов оказывают электромонтажные работы (ОКВЭД 43.21), 4 – осуществляют поставку электроэнергии (ОКВЭД 35.14), в частности ООО «Новатор-С», ООО «Плутон», ООО «Везувий», ООО «Мариэнергосбыт».

Более того, приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 23.01.2017 № 4 т «О согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Марий Эл и о признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития Республики Марий Эл» утвержден его правовой статус и определены границы зоны деятельности: административные границы Республики Марий Эл.

В частности, гарантирующим поставщиком, поставляемым электрическую энергию на территории Республики Марий Эл, является ПАО «ТНС Энерго Марий Эл».

Следовательно, каждый из указанных рынков представлен самостоятельным составом хозяйствующих субъектов.

Также оснований полагать, что выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения не могут быть оказаны иными организациями, зарегистрированными на территории других субъектов Российской Федерации, но осуществляющие или планирующие осуществлять деятельность на территории Республики Марий Эл.

Таким образом, рассматриваемые действия Заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и имеют признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, необходимо отметить, что вышеуказанные нарушения в действиях Заказчика также усматриваются при проведении аналогичной закупки в 2020 году, в частности на выполнение работ по эксплуатации объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2021 году (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru0808300000220000040 от 21.12.2020), по результатам которой был заключен контракт с реестровым номером 3121516211621000002 от 11.01.2021 на сумму 51 317 191,72 рублей с Филиалом «Мариэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

В рамках данной закупки в один лот были объединены эксплуатация объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2021 году и поставка электроэнергии.

Кроме того, при проведении данной закупки установлено, что снижение на аукционе составило 8 682 808,28 рублей (с 60 000 000,00 рублей до 51 317 191,72 рублей), однако, в последующем в связи с со снижением НМЦК произошло уменьшение объема поставляемой электрической энергии по контракту с 5 882 191,19665272 кВт.ч. до 5 036 227,12133 кВт.ч., что в силу требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе не допустимо.

Таким образом, Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар – Ола» в нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в документацию по закупкам № 0808300000221000031, № 0808300000220000040 были включены самостоятельные, технологически не связанные между собой объекты закупки: выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставку электрической энергии, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным, в действиях должностных лиц Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 названного Кодекса.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

Согласно пояснениям Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 16.08.2022 исх.№ 01-16/3169, а также главы III Должностной инструкции <…>, ответственным должностным лицом за размещение извещения о проведении данной закупки является заместитель руководителя <…>.

Согласно приказа главы Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25.12.2020 № 143-л/с <…> назначен на должность заместителя руководителя Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Таким образом, в действиях заместителя руководителя Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <…> Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <…> имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Временем совершения административного правонарушения является: 21.12.2020, 21.12.2021.

Место совершения административного правонарушения: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пр-т Гагарина, д. 2, каб. 328 ( адрес места исполнения <…> служебных обязанностей).

Санкция части 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ настоящий протокол об административном правонарушении подлежит рассмотрению в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.

Рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 30 августа 2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, 164, каб 4.

Участие в заседании комиссии будет организовано посредством удаленного доступа по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/5022400760

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

В соответствии со статьями 25.1-25.5, частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ <…> разъясняются его права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 суток согласно статьям 30.1-30.3 КоАП РФ.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

 

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие должностного лица <…>, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени. Заявлено ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие лица.

 

<…> ____________

(Ф.И.О. составившего протокол) (подпись)

 

16 августа 2022 года

Связанные организации

Связанные организации не указаны