Определение б/н определение от 21 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела № 012/05/28-27/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

«21» января 2021 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения рекламной информации в информационном общественно-политическом издании – газете медведевского муниципального района «Вести» от 20.11.2020 №47 (9669).

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе поступившего заявления из Прокуратуры Медведевского района (вх. № 136 от 14.01.2021) выявлено распространение рекламной информации в информационном общественно-политическом издании – газете медведевского муниципального района «Вести» от 20.11.2020 №47 (9669), следующего содержания:

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По определению, данному в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в адрес неопределенного круга лиц посредством печатного издания, направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Финансоператив», оказываемым финансовым услугам, в том числе выдаче займа населению.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

На основании части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга, связанная с предоставлением кредита или займа, при этом отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, услуге, об условиях его приобретения или использования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлены условия договора потребительского кредита (займа), к которым, в том числе отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем, ООО МКК «Финансоператив» при размещении рекламной информации о кредите (займе) не указана вся существенная информация, а именно: процентная ставка, сроки кредитования, сумма кредита и иное, что может ввести потребителей в заблуждение данными услугами.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, поскольку в ней отсутствуют существенные условия предоставления кредита (займа).

В соответствии с частью 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, указанным в рекламной информации, займы предоставляет ООО МКК «Финансоператив» (ИНН 9718130387). Следовательно, реклама размещена в информационном общественно-политическом издании – газете медведевского муниципального района «Вести» от 20.11.2020 №47 (9669) в целях привлечения внимания к услугам, оказываемым ООО МКК «Финансоператив».

Таким образом, ООО МКК «Финансоператив» является рекламодателем.

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 012/05/28-27/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело 012/05/28-27/2021 к рассмотрению на 09 февраля 2021 года в 10 часов 30 минут в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которых содержатся признаки нарушения:

ООО МКК «Финансоператив» (ИНН 9718130387 ОГРН 1197746137907).

4. ООО МКК «Финансоператив» в срок до 05 февраля 2021 года предоставить письменные пояснения, в которых:

  1. подробно описать все существенные условия получения кредита (займа);
  2. мотивированную позицию по факту отсутствия всех существенных условий, влияющих на стоимость кредита (займа);
  3. копию заявки и договора на изготовление и размещение рекламы;
  4. согласовалось ли содержание рекламной информации?
  5. копию платежных документов подтверждающих оплату услуг по размещению рекламы (платёжные поручения либо иное);
  6. указать, считает ли Общество, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей и противоречит требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Представить мотивированную позицию.
  7. иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

5. Явка лица, участвующего в деле (либо его представителей с надлежащим образом оформленными доверенностями), является правом, а не обязанностью.

6. Предложить лицу представить иные сведения и материалы, имеющие значение при рассмотрении данного дела.

 

Все затребованные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями делопроизводства, подписаны должностным лицом и заверены печатью. В случае невозможности представления документов в указанные сроки просим направить их по факсу: 8(8362)56-60-56 либо по электронной почте to12@fas.gov.ru, с последующим направлением по почте.

В случае отсутствия названных документов представить письменное объяснение причины их отсутствия.

 

Заместитель руководителя–

начальник отдела                                                                                        

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны