Решение №ОЕ/6382/22 РЕШЕНИЕ по делу №012/05/28-584/2022 о нарушении законодатель... от 8 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №012/05/28-584/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«08» ноября 2022 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «08» ноября 2022 года

Полный текст решения изготовлен: «08» ноября 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела

аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и

контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля

хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело №012/05/28-584/2022, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы «FinPoint Займы в Вашем смартфоне. Оформите займ на выгодных условиях» в магазине FixPrice, в отсутствии представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела,

УСТАНОВИЛА:

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 13.07.2022 установлен факт размещения рекламы «FinPoint Займы в Вашем смартфоне. Оформите займ на выгодных условиях» в магазине FixPrice в городе Йошкар-Оле:

 

Марийским УФАС России в отношении ООО «МКК «Финпоинт» возбуждено дело № 012/05/28-584/2022 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту размещения рекламы «FinPoint Займы в Вашем смартфоне. Оформите займ на выгодных условиях» в магазине FixPrice в городе Йошкар-Оле.

Марийским УФАС России письмом от 21.10.2022 №ОЕ/6096/22 направило ходатайство в ФАС России о наделении полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ООО «МКК «ФинПоинт».

ФАС России письмом от 25.10.2022 №КТ/97890/22 наделило Марийское УФАС России полномочиями на рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы.

Определением от 04.10.2022 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Бэст Прайс».

ООО «МКК «ФинПоинт» в ходе рассмотрения дела сведения и документы, запрошенные в определениях Марийского УФАС России, не представило, своих представителей на рассмотрение дела не направило.

ООО «Бэст Прайс» в ходе рассмотрения дела указало, что срок размещения рекламы составляет с 01.10.2021 по 31.12.2022 в магазинах FixPrice на территории Российской Федерации.

Изучив представленные в материалы дела документы и материалы, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из содержания рекламы, следует, что объектом рекламирования является выдача денежных средств.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на возможность выдачи денежных средств, данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Также в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении денежных займов на срок от 7 дней до 1 года, лимитом от 1000 рублей до 100000 рублей, ставка от 0,2% (рассчитывается индивидуально).

Согласно выгрузке по условиям предоставленных займов, представленной ООО МКК «ФинПоинт» (по займам, выданным в г.Йошкар-Оле), максимальная ставка по займам составляет 1% в день (365% в год).

Кроме того, при осуществлении звонка оператора с телефонного номера 8800 600 64 64 были предложены следующие условия займа: срок займа 14 дней, сумма займа 5000 рублей, процентная ставка 1%.

Таким образом, информация об условиях предоставления займов, таких как условия предоставления займов в зависимости от срока и суммы выдачи займа, условия о максимальной процентной ставке, иные условия в рекламе не указаны.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Деятельность по выдаче займов осуществляет ООО МКК «Финпоинт».

Марийским УФАС России  установлено, что реклама размещалась на основании договора, заключенного между ООО МКК «ФинПоинт» и ООО «Бэст Прайс» (от 12.07.2021 №1 (в редакции дополнительного соглашения №3.1 от 15.12.2021), от

12.07.2021 №2).

ООО «Бэст Прайс» в письменных пояснениях от 18.10.2022 указало, что срок размещения рекламы составляет с 01.10.2021 по 31.12.2022 во всех магазинах FixPrice на территории Российской Федерации (кроме следующих субъектов: Амурская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Камчатский край, Приморский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край). Перечень магазинов FixPrice размещен на сайте https://fix-price.com/stores. Согласно представленным сведениям, услуги были оказаны в соответствии с подписанными актами выполненных работ №4 от 31.12.2021, №3 от 30.11.2021, №2 от 31.10.2021, №11 от 31.07.2022, №10 от 30.06.2022, №8 от 31.05.2021, №8 от 30.04.2022, №7 от 31.03.2022, №6 от 28.02.2022, №5 от 31.01.2022.

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «ФинПоинт», рекламораспространителем является ООО «Бэст Прайс».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В соответствии с пунктом 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922 при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 25.09.2020 № ДФ/83374/20 антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения вправе выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе лицу, способному прекратить дальнейшее распространение рекламы, в которой выявлено нарушение Закона, в том числе если такое лицо не является лицом, в действиях которого содержится нарушение Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО МКК «ФинПоинт», ООО «Бэст Прайс».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу финансовых услуг ООО МКК «ФинПоинт» «FinPoint Займы в Вашем смартфоне. Оформите займ на выгодных условиях», размещенную в магазинах сети FixPrice на территории Российской Федерации ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО МКК «ФинПоинт», ООО «Бэст Прайс» обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                            

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны