Постановление №АБ/237/24 Постановление № 012/04/14.3-1018/2023 К. от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу 012/04/14.3-1018/2023

об административном правонарушении

 

«22» января 2024 года г. Йошкар-Ола

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...>, рассмотрев протокол от «13» декабря 2023 года и материалы дела № 012/04/14.3-1018/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица АО «Альфа-Банк» Начальника Управления бизнес-маркетинга розничного бизнеса - <...> (паспорт <...>, выдан <...>, дата выдачи <...>, адрес регистрации: <...>) по факту распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+» с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России от 15.11.2023 по делу №012/05/28-851/2023), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии <...>,

 

Установил:

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в апреле 2023 года установлен факт размещения рекламы АО «Альфа Банк» «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк», распространяемой в эфире «Русское радио».

Письмом от 21.09.2023 №КТ/76688/23 ФАС России наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по факту распространения рекламы «Только в Альфа Банке. Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету. Откройте в апреле и получайте 9,5 процентов с первого месяца. АО Альфа Банк».

Марийским УФАС России в отношении АО Альфа Банк» возбуждено дело №012/05/28-851/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рассматриваемой рекламы.

По итогам рассмотрения дела №012/05/28-851/2023 антимонопольным органом установлено, что вышеуказанная реклама распространена с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение Марийского УФАС России от 15.11.2023 по делу №012/05/28-851/2023 о признании рекламы ненадлежащей).

Марийским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 012/04/14.3-1018/2023 и проведении административного расследования от 20.11.2023 (исх. № ОЕ/6012/23 от 20.11.2023).

Согласно пункту 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/14.3-1018/2023 от 13.12.2023 составлен главным государственным инспектором отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <...> в соответствии со статьями 28.2 КоАП РФ в отсутствии <...>.

Копия протокола № 012/04/14.3-1018/2023 об административном правонарушении (исх. № ОТ/6466/23 от 13.12.2023) с указанием даты, времени, места рассмотрения дела об административном правонарушении была направлена по месту регистрации <...>.

Однако на дату рассмотрения в материалах административного дела №012/04/14.3-1018/2023 отсутствовали доказательства извещения <...> о дате, месте, времени рассмотрения административного дела.

Марийским УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №012/04/14.3-1018/2023 (исх. №ОЕ/6658/23 от 20.12.2023).

Копия указанного определения направлена по адресу регистрации <...>, возвращена отправителю.

Таким образом, на момент рассмотрения административного дела № 012/04/14.3-1018/2023 <...> надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения административного дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на получения денежных средств в случае вложения денежных средств (альфа-счет), данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Распоряжением от 30.03.2023 №725 АО «Альфа Банк» установлены и введены в действие с 01.04.2023 размеры надбавок и максимальные суммы минимальных остатков денежных средств, размещенных на счете «Альфа-счет» для применения приветственной надбавки, начисляемой к итоговой процентной ставке на минимальный остаток по счету «альфа-счет» в рублях согласно п.3.10.2 Приложения №3 к договору о комплексном банковском обслуживании, согласно Приложению №1 к данному распоряжению.

Согласно информации об условиях Альфа-счета АО «Альфа Банк», Банком предоставляется процентная ставка 9,5% годовых (базовая ставка+приветственная надбавка) с 1-го по 2-й месяц открытого или пополненного Альфа-счета, при этом условия действуют для клиентов, у которых не было альфа-счета в рублях, либо не было Альфа-счета в рублях с остатками за последние 90 дней. При этом базовая ставка без покупок по картам составит 4% (для категорий «все клиенты», «Альфа-Премиум»), 4,5% (для категории «А-клуб»). Приветственная надбавка действует на сумму минимального остатка по Альфа –счету в рублях: до 30 млн. рублей для клиентов «А-Клуб», до 10 млн. рублей для клиентов «Альфа-Премиум» и «Максимум +», до 1,5 млн. рублей для всех остальных клиентов.

При этом с третьего месяца и далее ставка составит 7,5-8% годовых (базовая ставка + надбавка за покупки) в зависимости от категорий клиентов и суммы покупок по дебетовым и кредитным картам: для категории «все клиенты» при покупках от 10000,00 рублей 7,5%, для категории «Альфа-Премиум» от 10000,00 рублей 7,5%, от 100000,00 рублей 8%, для категории «А-клуб» от 100000,00 рублей 8%). В случае отсутствия покупок применяется базовая ставка, которая составляет 4% (для категорий «все клиенты», «Альфа-Премиум»), 4,5% (для категории «А-клуб»). Надбавка за покупки действует на сумму минимального остатка по Альфа –счету в рублях: до 30 млн рублей для клиентов «А-Клуб», до 10 млн. рублей для клиентов «Альфа-Премиум» и «Максимум +», до 1,5 млн. рублей для всех остальных клиентов.

В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по накопительному альфа-счету 9,5%, однако иная информация об условиях предоставления услуги альфа – счета с указанной процентной ставкой (срок, максимальная сумма, на которую начисляется процент, процентная ставка с третьего месяца), в рекламе отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Также недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Самая высокая ставка в России» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов.

Согласно представленным АО «Альфа Банк» сведениям, Аналитическим центром ООО ИА «Банки.ру» для АО «Альфа Банк» подготовлен аналитический отчет – анализ продукта «Накопительный Альфа-счет» от 05.04.2023. В соответствии с исследованием, оценивались параметры накопительных счетов 15 крупнейших банков (накопительные счета оцениваются: процентная ставка, максимальная сумма остатка, на который начисляются проценты)

В рекламе не приводится указание на критерии сравнения, по которым ставка по Альфа- счету является самой высокой в России, отсутствуют ссылки на проведенное исследование.

Кроме того, в соответствии с данными ООО ИА «Банки.ру», ставка 9,5% предоставляется также Газпромбанк (продукт «накопительный счет»).

Таким образом, информация в рекламе «Самая высокая ставка в России по накопительному Альфа-счету» является недостоверной, может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама распространялась на радиостанциях Российской Федерации по заказу АО «Альфа Банк».

Так, в соответствии с дополнительным соглашением от 01.04.2023 к договору №21/12/18-AMS от 21.12.2018, заключенному между ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» и АО «Альфа Банк», утверждены условия рекламной кампании «Альфа-Счет». Реклама распространялась на радиостанциях: Русское радио, Хит FM, радио Energy, Наше Радио, DFM,Comedy Radio, Авторадио, Европа Плюс, Love Radio, Радио России. Период распространения рекламы 01.04.2023-28.04.2023.

Также в соответствии с условиями приложения №748/р от 01.04.2023 к договору №МК 22/09/11 от 23.09.2011, заключенному между ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» и ООО «Медиа Клуб» утверждены условия размещения рекламно-информационных материалов продукта «альфа-счет» на радио.

Кроме того, в дальнейшем распространение рекламы на радиостанциях осуществлялось на основании договора от 15.12.2016 №16-СРВ-3017, заключенного между ООО «МедиаКлуб» и ООО «РМГ Сервис» (приложением от 24.03.2023 к указанному договору сторонами согласован период распространения рекламы и территория вещания).

Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно представленным АО «Альфа-Банк» сведениям, лицом, ответственным за размещения рекламной информации являлся начальник управления маркетинга розничного бизнеса дирекция бизнесмаркетинга, департамента маркетинга и коммуникации АО «Альфа-Банк» <...>.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Марийским УФАС России установлено, что ответственным за распространение рекламной информации является <...>, который занимает в АО «Альфа-Банк» должность начальника Управления бизнес-маркетинга розничного бизнеса, что подтверждается Трудовым договором от 20.05.2019 № 151657, выпиской из приказа от 25.07.2022 № 220725/2148/Л «О переводе работника на другую работу».

Антимонопольным органом установлено, что <...> при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина <...> в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: территория вещания радиостанций Русское радио, Хит FM, радио Energy, Наше Радио, DFM,Comedy Radio, Авторадио, Европа Плюс, Love Radio, Радио России в Российской Федерации.

Время совершения административного правонарушения: апрель 2023 года.

Состав административного правонарушения, совершенного <...> и предусмотренного частями 1 статьи 14.3 КоАП РФ, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия <...>, направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – <...> как должностное лицо АО «Альфа-Банк»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у <...> имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения <...>. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о признании правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное <...> правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в частях 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное <...> правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо Марийского УФАС России считает возможным назначить <...> административное наказание в виде штрафа в пределах санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в сумме 4 000 (четыре тысяч) рублей.

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

постановил:

 

Привлечь <...> (паспорт 6910 396856 выдан отделом УФМС России по Томской области в Советском районе гор. Томска, 27.08.2010, адрес регистрации: 634050, Томская обл., г. Томск, ул. Трифонова, д. 17, кв. 3) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России), счет: 40102810545370000075

Банк получателя – ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола

БИК банка 018860003, счет получателя 03100643000000010800

код бюджетной классификации 16111601141010003140

УИН 16100500000001861524

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Приложение: квитанция для оплаты штрафа.

 

 

Заместитель руководителя управления-начальник отдела

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны