Решение №03-24/26-2018 решение 03-24/26-2018 от 5 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о нарушении антимонопольного законодательства

по делу № 03-24/26-2018

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 05 октября 2018 года

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Фадеева М.В. – заместитель руководителя, председатель Комиссии;

Ерошкина О.В. – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

Журавлева Н.В. – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-24/26-2018 в отношении ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», ООО «НОП «ФАРБ» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении договоров на оказание охранных услуг без проведения конкурентных процедур,

в присутствии на заседании Комиссии:

представителя ООО «НОП «ФАРБ М2» М,

представителя ГБУ РМЭ «Лесная сказка» П

в отсутствии представителя УФСБ России по Республике Марий Эл, надлежащим образом извещенного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», ООО «НОП «ФАРБ» по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении договоров на оказание охранных услуг без проведения конкурентных процедур.

ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» при рассмотрении дела пояснило, что не согласно с признаками нарушения, выявленными Марийским УФАС России. ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» указало, что предприятие находится в сложном финансовом положении, фактически прибыльными являются только летние месяцы. Предприятие не имеет возможности оплачивать большой объем охранных услуг, поскольку денежные средства поступают по мере продажи путевок, на финансирование охранных услуг расходуются собственные денежные средства. Кроме того, заключение договоров на длительный срок не осуществляется, поскольку в зависимости от количества отдыхающих предприятию требуется разное количество штатных единиц на охрану объекта ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» (от 2 до 7 штатных единиц).

ООО «НОП «ФАРБ» при рассмотрении дела факт нарушения антимонопольного законодательства не признало, указало, что общество действовало добросовестно, не препятствовало деятельности иных охранных организаций на рынке оказания охранных услуг. По мнению общества, Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет проводить закупку у единственного поставщика при условии, что сумма по договору не превышает ста тысяч рублей, что подтверждается имеющимися разъяснениями ФАС России, Минэкономразриятия России. Кроме того, объект охраны ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» подлежит антитеррористической защите, требует от обслуживающей организации наличие разрешения на осуществление охраны такого рода объектов (что предполагает наличие группы быстрого реагирования, наличие огнестрельного оружия). Отсутствие нарушения законодательства о контрактной системе свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Также на заключение об обстоятельствах дела ООО «НОП «ФАРБ», ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» представили письменные возражения.

Из возражений ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» следует, что поскольку предприятие получает денежные средства от осуществляемой предпринимательской деятельности, и бюджетные средства на финансирование деятельности не выделяются, планирование деятельности затруднено, таким образом, ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» имеет возможность проводить конкурентные процедуры и заключать долгосрочные контракты только в случае устойчивого финансового положения и достаточных внеоборотных активов. Предприятие, заключая договоры на оказание охранных услуг на короткие сроки, берет на себя обязательства исходя из своих финансовых возможностей. Кроме того, из финансовых документов и отчетности ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» следует, что деятельность предприятия является убыточной. Кроме того, в случае неоплаты долгосрочных контрактов, предприятие несет дополнительные расходы, связанные с необходимостью уплаты пени, судебных расходов. Кроме того, по мнению ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», ни одна из рассматриваемых организации, указанных в заключении об обстоятельствах дела, не подавала коммерческих предложений в адрес предприятия, следовательно, права иных хозяйствующих субъектов в результате действий по заключению договоров на оказание охранных услуг с ООО «НОП «ФАРБ», не нарушены. В то же время ООО «НОП «ФАРБ» предлагает охранные услуги с привлекательными ценовыми условиями, а также иные услуги (консультирование, информационную поддержку, услуги пожарной сигнализации).

ООО «НОП «ФАРБ» на заключение об обстоятельствах дела указало, что Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» определено, что прямая закупка может осуществляться в случае, если осуществляется закупка услуг по охране, действия общества являются добросовестными, вследствие чего ООО «НОП «ФАРБ» подлежит исключению из числа ответчиков по делу. Также факт заключения договоров не может быть доказательством заключения антиконкурентного соглашения, поскольку заключение договоров не препятствует иным хозяйствующим субъектам осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, представленные в материалы дела ответы иных охранных организаций не могут применяться в качестве доказательств по делу, поскольку не содержат мотивированные пояснения. Также проведенный антимонопольным органом анализ состояния конкуренции не соответствует требованиям, установленным частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав полученные материалы, документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о том, что действия ответчиков ООО «НОП «ФАРБ», ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» являются нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В соответствии с Уставом государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка», утвержденного приказом ГУ РМЭ «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл» от 30.06.2003 №129, учредителем предприятия выступает Республика Марий Эл, функции учредителя предприятия выполняют Министерство государственного имущества Республики Марий Эл и ГУ Республики Марий Эл «ХОЗУ Правительства Республики Марий Эл». Также согласно пункту 3.1 Устава, имущество предприятия находится в государственной собственности Республики Марий Эл, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл «Лечебно-оздоровительный комплекс «Лесная сказка» в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 1.5 Устава является коммерческой организацией, целью деятельности предприятия является осуществление деятельности для решения социальных задач. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: организация семейного и детского отдыха, опытно-экспериментальная работа по развитию новых эффективных форм организации отдыха и оздоровления детей и взрослого населения, разработка и реализация образовательно-воспитательных программ в условиях загородного оздоровительного лагеря и другие (п.2.2 Устава).

Согласно представленным в материалы дела отчетам о финансовых результатах ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» в течение 2017-2018гг. предприятием получена прибыль от осуществления деятельности.

Таким образом, ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» является коммерческой организацией, извлекающей прибыль от осуществляемой деятельности.

В силу части 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В силу пункта 7 части 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) к государственным заказчикам, на которых распространяются требования данного закона, относятся в том числе государственное предприятие осуществляющие закупки.

В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требовании Закона о контрактной системе.

Таким образом, ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка»  в силу своей организационно-правовой формы является заказчиком в соответствии с определением, данным в Законе о контрактной системе и должно соблюдать требования указанного закона.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе допускается осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

При изучении материалов установлено, что между ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» в течение 2017-2018гг. заключались договоры на оказание охранных услуг, стоимостью менее 100 тыс. рублей, сведения о которых приведены в таблице:

 

Сведения о дате, номере заключенного договора

Предмет договора

Период, в который оказываются услуги

Сумма договора, руб.

от 27.09.2017 №5/2017

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте)

01.10.2017-31.10.2017

97000,00

от 31.10.2017 №6/2017

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика)

01.11.2017-30.11.2017

97000,00

от 28.11.2017 №9/2017

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика)

01.12.2017-31.12.2017

97000,00

от 27.12.2018 №12/2017

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика)

01.01.2018-31.01.2018

98565,00

от 30.01.2018 №1/2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика)

01.02.2018-28.02.2018

97000,00

от 28.02.2018 №2/2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика)

01.03.2018-31.03.2018

97000,00

от 30.03.2018 №4/2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика)

01.04.2018-30.04.2018

97000,00

№8/2018 от 30.04.2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте)

01.05.2018-31.05.2018

97000,00

№9/2018 от 30.05.2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте)

01.06.2018-15.06.2018

97500,00

№11/2018 от 14.06.2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте)

16.06.2018-30.06.2018

97500,00

№17 от 01.07.2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте)

01.07.2018-10.07.2018

79280,00

№18 от 27.06.2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте)

11.07.2018-20.07.2018

79280,00

№19/2018 от 28.06.2018

Оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте)

21.07.2018-31.07.2018

79280,00

Всего за рассматриваемый на 2017 год заключено 3 договора на сумму 291 000,00 рублей, в 2018 году – 10 договоров на сумму 919405,00 рублей.

В соответствии с условиями договоров ООО «НОП «ФАРБ» осуществляет охрану объекта ГУП РМЭ «Лесная сказка» по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Сурок, оказывая следующие услуги:  защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте.

Предметом заключенных между ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» договоров является оказание охранных услуг (защита жизни и здоровья, охрана объектов и имущества Заказчика, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте) на одном и том же объекте заказчика ГУП РМЭ «ЛОК Лесная сказка» РМЭ, Медведевский район, п. Сурок), при этом договоры заключались непрерывно, каждый раз на определенный малый промежуток времени на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из материалов судебных дел № А38-11406/2017, №А38-1530/2018, №А38-1531/2018, №А38-1633/2018, № А38-1634/2018, №А38-4362/2018, №А38-4363/2018, №А38-5711/2018 , следует, что суммы за оказанные охранные услуги взыскиваются с ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» в пользу охранных организаций, в том числе ООО «НОП «ФАРБ».

Из заключенных договоров следует, что ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» имеет постоянную потребность в охранных услугах на своих объектах, что подтверждается непрерывностью заключения договоров, одним и тем же количеством штатных единиц охранников, требующихся для охраны каждого объекта. Так, из заключенных договоров в течение 2014-2018гг. на оказание охранных услуг следует, что в осенне – зимний, весенний период для обеспечения охраны объекта ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» требуется 2 штатных единицы, в летний период – 4-6 штатных единиц, что подтверждается представленными в материалы дела договорами об оказании охранных услуг между предприятием и ООО «НОП «ФАРБ» в течение 2017-2018гг., между предприятием и иными охранными организациями в течение 2014-2017гг. Кроме того, в соответствии с паспортом безопасности ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», утвержденном 28.06.2018, предусмотрена следующая численность подразделения охраны на объекте предприятия -2, в летнее время  - 6.

Принимая во внимание тождественность предмета заключенных договоров, временной интервал, в течение которого были заключены договоры (1 месяц и менее, например, в течение июля 2018 года - 10 дней), единую цель договоров – выполнение охранных услуг на одном и том же объекте, можно сделать вывод о том, что сделки намеренно были разбиты на суммы до 100 000 рублей в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения договоров с единственным поставщиком.

Уход ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» от проведения конкурентных процедур длился на протяжении 2017-2018гг.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения. При этом заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 Гражданского кодекса РФ).

ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», так и ООО «НОП «ФАРБ» не могли не знать о необходимости проведения конкурентных процедур на право оказания охранных услуг.

ООО «НОП «ФАРБ», являясь активным участником проведения конкурентных процедур (всего общество приняло участие в 20 закупках, за последний год – в 14 конкурентных процедурах), не могло не знать о необходимости проведения конкурентных процедур и заключения договоров (контрактов) на оказание охранных услуг только по итогам проведения конкурентных процедур.

Заключение указанных договоров оказания охранных услуг свидетельствует о наличии волеизъявления как ООО «НОП «ФАРБ», так и ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» о заключении рассматриваемых сделок, достижении и заключении антиконкурентного соглашения.

Комиссией отклоняются доводы ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» о том, что предприятие не имело возможности осуществлять планирование проведения конкурентных процедур, поскольку предприятие не знает точного количества штатных единиц, требующихся для осуществления охраны объектов ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка».

Планирование закупок осуществляется государственными унитарными предприятиями в соответствии с положениями статьи 17 Закона о контрактной системе. Так, в силу части 8 статьи 17 Закона о контрактной системе, план закупок формируется государственными унитарными предприятиями в соответствии с требованиями статьи 17 Закона о контрактной системе при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного унитарного предприятия.

Предприятие знает о количестве штатных единиц, требующихся для оказания охранных услуг в тот или иной период времени (осенне-зимний, весенний летний периоды). Кроме того, например, на июль 2018 года предприятие и общество заключили 3 договора на оказание охранных услуг на срок 10 и 11 дней каждый, общая сумма по трем договорам составляет 237 840,00 рублей. При этом два из указанных договоров были заключены с разницей в 1 день (№18 от 27.06.2018 и №19/2018 от 28.06.2018). Указанное также опровергает доводы общества о невозможности планирования объема оказываемых услуг.

Также Комиссией отклоняются доводы предприятия о том, что ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» не имело возможности заключать государственные контракты на длительный срок, поскольку предприятие использует для оплаты оказания охранных услуг внебюджетные денежные средства, поступающие от оказания лечебно-оздоровительных услуг по мере реализации путевок.

Оплата за оказанные услуги производится предприятием независимо от вида заключенного договора – государственный контракт или договор на осуществление охранных услуг.

Таким образом, предприятие в случае заключения договоров с единственным поставщиком и в случае заключения государственных контрактов по итогам проведения конкурентных процедур исполняет финансовые обязательства по оплате за оказанные охранные услуги. Также при планировании проведения конкурентных процедур, предприятие имело возможность установить условие об оплате оказанных услуг по факту их оказания, то есть в конце каждого календарного месяца, либо после истечения определенного периода.

Также, Комиссией отклоняются доводы ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» о том, что поскольку предприятие использует внебюджетные денежные средства, оно вправе осуществлять закупку у единственного поставщика.

В соответствии с Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность для унитарных предприятий осуществлять закупки товаров и услуг в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе путем проведения конкретных процедур.

При рассмотрении материалов дела Комиссией не установлено исключительных обстоятельств, связанных с предметом закупки, условиями оказания охранных услуг, характеристиками объектов охраны, определяющих выбор охранной организации ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» именно ООО «НОП «ФАРБ», и дающих возможность заключать договоры с единственным поставщиком на основании статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 29.06.2018 №174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), который начал действовать с 29.06.2018, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе, в случае осуществления закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При рассмотрении дела Комиссией установлено, что 12.09.2018 приказом ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» №147 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка», 13.09.2018 указанное положение опубликовано на портале zakupki.gov.ru. В соответствии с указанным Положением, определены условия, при которых предприятием может проводится закупка у единственного поставщика (пункт 4.10.1.).

Однако рассматриваемые договоры на оказание охранных услуг (кроме договора от 01.07.2018 №17) заключены были до предоставления возможности унитарным предприятиям проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Также в договорах оказания охранных услуг, заключенных между сторонами, прямо указано, что взаимоотношения сторон возникли в рамках Закона о контрактной системе.

Таким образом, отношения сторон ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» регулировались исключительно Законом о контрактной системе.

О возможности проведения конкурентных процедур свидетельствует и тот факт, что ранее ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» заключило государственный контракт на оказание охранных услуг в период с 04.04.2017 по 30.09.2017 с ООО «НОП «ФАРБ» на основании проведенного электронного аукциона (от 24.03.2017 №0508200000217000003). Стоимость оказания охранных услуг ООО «НОП «ФАРБ» на объектах заказчика по условиям государственного контракта, заключенного по результатам проведения аукциона, ниже, чем стоимость аналогичных услуг в течение времени, в которое заключались договоры на охрану объектов. Так, например, стоимость оказания услуг по заключенному между сторонами государственному контракту за период с 01.09.2017 по 30.09.2017 составила 88 800,00 рублей (2 поста охраны), по заключенному между сторонами договору за период с 01.10.2017 по 31.10.2017 составила 97 000,00 рублей (2 поста охраны).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии российской федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее – Постановление №272) в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей: а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек; б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек; в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек (пункт 10). Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается в том числе путем организации физической охраны людей (пункт 24 Постановления №272).

Объект охраны ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» относится к объектам, на которых должна обеспечиваться антитеррористическая защищенность. Для ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» утвержден паспорт безопасности объекта учреждения ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» по адресу Республика Марий Эл, с. Семеновка, ул.Советская, д.11, с категорией объекта- вторая, в соответствии с которым определены перечни потенциально опасных объектов, перечни критических элементов объекта, возможные места и способы проникновения террористов на объект (территорию), установлены силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.

Лицензионными требованиями при осуществлении частных охранных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности», «Положением о лицензировании частной охранной деятельности», «Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него», «Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)»), являются: наличие у юридического лица, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или юридического лица, имеющего лицензию (далее - лицензиат), уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями статьи 15(1) Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой - третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В рамках рассмотрения дела Марийским УФАС России согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее-Порядок) проведен анализ (обзор) состояния конкуренции на рынке охранных услуг Республики Марий Эл.

По смыслу главы 10 обзор рынка включает в себя следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; определение географических границ товарного рынка; установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.

В рамках проведенного анализа (обзора) состояния конкуренции на рынке охранных услуг Марийским УФАС России установлено, что в период 2017-2018гг., на территории Республики Марий лицензии на осуществление частной охранной деятельности имели 81 организация (ответ Отдела Росгвардии по Республике Марий Эл от 02.07.2018 вх. №6291). Кроме того, 18 охранных организаций, зарегистрированных на территории Республики Марий Эл, имели право оказывать охранные услуги в виде охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (ООО Охранное Агентство «Лига», ООО ЧОП «Кобальт», ООО ОП «Бастион», ООО ОП «Вымпел», ООО ЧОП «Гранит», ООО ЧОП «Охрана», ООО НОП (ЧОП) «ФАРБ-М», ООО НОП (ЧОП) «ФАРБ», ООО «ЧОП «Секьюрити-Профи», ООО ЧОП «Эрго-Плюс», ООО ЧОП «Барс», ООО ОА «Секрециум», ООО «ЧОП Антей», ООО НОП «Цербер-М», ООО ОП «Триада», ООО ОА «Тайна-Сервис-Волжск», ООО ЧОП «Сатурн», ООО ЧОО «Холдинг-Безопасность Марий Эл»).

Кроме того, Марийским УФАС России установлено, что деятельность по предоставлению частных охранных услуг на территории Республики Марий Эл осуществляли и иные организации, зарегистрированные на территории иных субъектов РФ, например, ООО «ЧОП «Скиф».

Таким образом, рынок оказания частных охранных услуг в Республике Марий Эл является открытым и конкурентным. Осуществлять данную деятельность имеют право хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на оказание охранных услуг.

На основании изложенного, следует, что оказание услуг охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутри объектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, осуществляют ООО Охранное Агентство «Лига», ООО ЧОП «Кобальт», ООО ОП «Бастион», ООО ОП «Вымпел», ООО ЧОП «Гранит», ООО ЧОП «Охрана», ООО НОП (ЧОП) «ФАРБ-М», ООО НОП (ЧОП) «ФАРБ», ООО «ЧОП «Секьюрити-Профи», ООО ЧОП «Эрго-Плюс», ООО ЧОП «Барс», ООО ОА «Секрециум», ООО «ЧОП Антей», ООО НОП «Цербер-М», ООО ОП «Триада», ООО ОА «Тайна-Сервис-Волжск», ООО ЧОП «Сатурн», ООО ЧОО «Холдинг-Безопасность Марий Эл» которые являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, действующими на одном товарном рынке.

Марийским УФАС России проведен опрос иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания охранных услуг, из ответов которых следует, что они имели возможность участвовать в конкурентных процедурах на оказание охранных услуг на объектах ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и оказывать данные услуги на объекте ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» (ответ ООО Охранное Агентство «Лига» от 06.08.2018 №8100, ответ ООО ЧОП «Антей» от 06.08.2018 №8119, ответ ООО ОП «Бастион» от 07.08.2018 вх.№8135, ответ ООО ОА «Секрециум» от 07.08.2018 вх.№8147, ответ ООО ЧОП «Сатурн» от 09.08.2018 вх.№8888, ответ ООО ОА «Тайна-Сервис-Волжск» от 09.08.2018 №77, ответ ООО ОП «Вымпел» от 09.08.2018 №8823).

Так, ООО Охранное Агентство «Лига» в письменных пояснениях от 06.08.2018 №8100 пояснило, что заключение договоров на оказание охранных услуг ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» с одним и тем же контрагентом без проведения конкурентных процедур неоднократно фактически непрерывно обеспечивало оказание охранных услуг на объекте заказчика, что нарушает права и законные интересы общества.

Также ООО ЧОП «Антей» в письменных пояснениях от 06.08.2018 №8119 указало, что имеет возможность оказывать все виды охранных услуг, разрешенных в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и фактически общество участвует в электронных торгах, по результатам общество осуществляло охрану 5 объектов в 2017 году, 1 объекта в 2018 году. Заключение договоров между ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» нарушает права и законные интересы общества, поскольку лишает возможности стать победителем по итогам электронного аукцион и получить прибыль от оказания услуг.

ООО ОП «Бастион» в письме от 07.08.2018 вх. №8135 указало, что отсутствие проведения конкурентных процедур влечет нарушение прав и законных интересов общества, общество имело возможность оказывать услуги на объектах заказчика.

Также ООО ОА «Секрециум» в письме от 07.08.2018 вх. №8147 указало, что имеет лицензию на оказание охранных услуг с необходимыми разрешенными видами охранных услуг, опыт работы по осуществлению охраны аналогичных объектов. Заключение договоров между ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» на оказание охранных услуг без проведения конкурентных процедур нарушает права и законные интересы общества, поскольку нарушает право на добросовестную конкуренцию, направлено на исключение с рынка потенциального участника закупок.

Заключение договоров на оказание охранных услуг стоимостью до 100 тыс. рублей обеспечило непрерывное оказание охранных услуг на объекте ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» одним хозяйствующим субъектом - ООО «НОП «ФАРБ» в течение нескольких месяцев октября 2017 года –июля 2018 года.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» по заключению договоров на оказание охранных услуг привели к ограничению конкуренции на рынке оказания охранных услуг.

Действия предприятия и общества обеспечили ООО «НОП «ФАРБ» приоритетное положение на рынке оказания охранных услуг по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

Таким, образом, действия ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» по заключению договоров на оказание охранных услуг без проведения конкурентных процедур являются нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На момент принятия решения антимонопольным органом не установлено наличие договорных отношений между ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» и ООО «НОП «ФАРБ» об оказание охранных услуг ООО «НОП «ФАРБ» на объекте заказчика ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка».

На основании изложенного, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях ГУП РМЭ «ЛОК «Лесная сказка» (ИНН 1215042186, ОГРН 1021200752605, 424006, адрес места регистрации: ул.Панфилова, д.33, г.Йошкар-Ола, РМЭ, 424006), ООО «НОП «ФАРБ» (ИНН 1215181831, ОГРН 1141215004480, адрес места регистрации: ул.Машиностроителей, д.16а, каб.7, г.Йошкар-Ола, РМЭ, 424020) факт нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении и реализации договоров на оказание охранных услуг без проведения конкурентных процедур.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны