Протокол, выписка из протокола №ОТ/4668/23 ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-821/2023 об административном правонар... от 7 сентября 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-821/2023

об административном правонарушении

«06» сентября 2023 года г. Йошкар-Ола

Протокол составлен специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) <…> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП С. (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>) по факту нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении контекстной рекламы в поисковой системе «Яндекс» в сети Интернет юридических услуг по оказанию помощи призывникам (решение по делу № 012/05/5-525/2023 от 22.08.2023).

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи

14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место совершения административного правонарушения: Российская Федерация.

Время совершения административного правонарушения: период с 30 марта 2023 (дата фиксации размещения рекламы) по 27 июля 2023 года (дата поступления информации о прекращении распространения рекламы).

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Сотрудниками Марийского УФАС России установлен факт размещения рекламы об оказании услуг по оформлению отсрочки от призыва на военную службу, размещенной на странице с результатами поиска в поисковой системе «Яндекс» (контекстная реклама) в сети Интернет следующего содержания:

 

а также на сайте https://www.gismeteo.ru/ следующего содержания:

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования являются услуги по оформлению отсрочек от призыва на военную службу.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет службу в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее –

Положение №565) годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с установленными требованиями к состоянию здоровья.

По результатам медицинского освидетельствования врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям (п. 18 Положения № 565):

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Таким образом, по результатам медицинского освидетельствования гражданин может быть признан годным к военной службе, годным к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или не годным к военной службе.

После прохождения призывником медицинской комиссии в военный билет заносится отметка о категории годности к военной службе.

Однако рассматриваемая реклама может побуждать к тому, что военный комиссариат не исполняет свои функции надлежащим образом, что может дискредитировать данный орган.

Более того, реклама может создавать впечатление того, что воспользовавшись услугами общества призывнику будет гарантирована отсрочка от прохождения военной службы, либо полное освобождение от военной службы.

Вместе с тем, уклонение от призыва на военную службу, при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, является уголовно наказуемым преступлением.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе содержится информация об оказании ООО «Федлекс» помощи более 50 тыс. призывникам на протяжении 7 лет. Однако согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «Федлекс» зарегистрировано 31.01.2017, то есть на момент обнаружения рекламы общество осуществляло деятельность менее 7 лет. Кроме того, в материалах дела не представлены доказательства оказания помощи 50 тыс. именно призывникам.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В тексте рассматриваемых реклам указаны разные минимальные суммы платежа при оформлении услуги по получению помощи отсрочки от армии, что вводит потребителей в заблуждение.

Марийским УФАС России 19.04.2023 г. проведен Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, в котором на повестку совета было вынесено рассмотрение данной рекламной информации. На рассмотрении большинство экспертов пришло к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой, в которой содержится побуждение к совершению противоправных действий. Реклама может ввести потребителей в заблуждение, создает впечатление об обеспечении обществом гарантии получения отсрочки от прохождения от военной службы и побуждает к приобретению услуги по получению у данного общества военного билета.

Данная позиция была озвучена членами Экспертного совета с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей.

С учетом изложенного, в контекстной рекламе «Бесплатная консультация по вопросам получения военника. Нет времени думать! Помогли более 50 тыс призывникам. 7 лет помогаем людям законно! Поддержка 24/7. Отсрочка. Без взяток и «покупок». Доведем до результата…», «Всё прячешься от военкомата? Законно поможем получить отсрочку от армии. От 2350₽/мес…» размещавшейся в сети Интернет, содержится нарушение пункта 2 части 2, пункта 2 части 3, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 2 части 2, пункта 2 части 3, пункта 1 части 4, части 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

Из представленных письменных пояснений ООО «Федлекс» следует что между обществом и ИП С. заключен договор оказания услуг по ведению контекстной рекламы от 12 января 2023 года, согласно которому ИП С. оказывает услуги ООО «Федлекс» по созданию контекстной рекламы, в том числе составление объявлений (п. 2.4.1 указанного договора).

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП С.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

ИП С. при распространении рассматриваемой рекламы не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе, по предотвращению совершения правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии ИП С., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола (по адресу регистрации ИП С. направлено уведомление о составлении протокола от 22.08.2023 исх. № ОЕ/4429/23, которое, согласно сведениям официального сайта «Почта России», 04.09.2023 возращено из-за истечения срока хранения).

Согласно пункту 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Таким образом, ИП С. на момент составления протокола надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: «21» сентября 2023 года в 10 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

С протоколом ознакомлен(а), права и обязанности разъяснены. Даю согласие на

обработку персональных данных.                      _________________________________ (ФИО, подпись лица, привлекаемого к административной ответственности)

<…> (Ф.И.О. составившего протокол)

«06» сентября 2023 г.                                                                           _________________

                                                                                                                        (подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

 

(ФИО лица, получившего протокол)

«       »_____________2023 г.                                                  _______________________

                                                                                                                                 (подпись)

Также сообщаем, что Вы вправе принять участие в рассмотрении дела посредством удаленного доступа по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/9821679612.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 4176-21.

Связанные организации

Связанные организации не указаны