Решение №АБ/7007/22 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 9 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-890/2022

06 декабря 2022 года                                                                                                г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – <…> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

При участии представителей:

  • ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» - <…>,

<…> (на основании доверенностей) посредством видео-конференц-связи;

  • ООО «Надежный партнер» <…>, <…> (на основании

доверенностей); рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО «Надежный партнер» от 30.11.2022 на положения извещения об осуществлении закупки 0308100000322000012  на поставку блокпостов металлодетекторов монопанельных для нужд ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку блокпостов металлодетекторов монопанельных для нужд ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте

23.11.2022.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.12.2022 10:00.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

05.12.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта: 13 150 000,00 рублей.

Согласно указанному извещению, заказчику необходимы к поставке металлодетекторы монопанельные в количестве 50 (пятидесяти) штук.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, 02.12.2022 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Надежный партнер»  на положения извещения указанного электронного аукциона.

Согласно доводу жалобы, Заказчик, в нарушение положений законодательства о контрактной системе,  указал в описании объекта закупки конкретное программное обеспечение для работы металлодетекторов монопанельных - БЛОКПОСТ CONNECT, разработанное ООО ГК «ИРА-ПРОМ», что в итоге делает невозможным поставку товара иных производителей.   

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу ООО «Надежный партнер» необоснованной.

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и пояснений Заказчика установлено следующее.

Из пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать  описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно техническому заданию заказчику требуются  металлодетекторы монопанельные с возможностью работы с  программным обеспечением  БЛОКПОСТ CONNECT или аналог с сохранением функционала.

Из представленных пояснений Заказчика следует, что заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам Товара в описании объекта закупки  на основании представленных на запрос ценовых предложений коммерческих предложений.

Кроме того, из пояснений следует, что заказчиком указаны характеристики, которым соответствует конкретная модель металлодетекторов в целях обеспечения взаимодействия планируемых к поставке металлодетекторов монопанельных с уже имеющимися у заказчика металлодетекторами монопанельными БЛОКПОСТ МZ6 МК в количестве 3-х штук, приобретенными по результатам проведения в электронном магазине OTC-Market закупки № 949952 на поставку металлодетекторов монопанельных для нужд ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

Вместе с тем, Комиссия считает позицию Заказчика несостоятельной и не отвечающей принципам законодательства о контрактной системе,  поскольку, исходя из количества товара при проведении закупки № 949952, 3 уже поставленных металлодетектора не могут определять и влиять на взаимодействие 50 металлодетекторов, закупаемых по спорной закупке.

Кроме того, Заказчиком в материалы дела не представлены документы, подтверждающие как отсутствие возможности взаимодействия  металлодетекторов монопанельных БЛОКПОСТ МZ6 МК с металлодетекторами других производителей, так и исключительной необходимости взаимодействия между собой металлодетекторов монопанельных БЛОКПОСТ МZ6 МК и (или) с системой контроля удаленного доступа, установленной у заказчика.

Представителем заказчика на заседании Комиссии пояснено, что анализ совместимости иных металлодетекторов, с металлодетекторами  монопанельными БЛОКПОСТ МZ6 МК не проводился.

Комиссией также исследованы 3 коммерческих предложения, использованные заказчиком в целях обоснования НМЦК закупки, согласно которым заказчику предложен к поставке только металлодетектор монопанельный БЛОКПОСТ МZ6 МК производства ООО «ГК «ИРА-ПРОМ», иных моделей не предложено.

В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации указанного программного обеспечения  №2018661442 от 07.09.2018, согласно которому данное программное обеспечение взаимодействует только с металлодетекторами БЛОКПОСТ производства ООО «ГК «ИРА-ПРОМ».

Из указанного следует, что у потенциальных участников закупки отсутствует возможность предложить к поставке товар иных производителей.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Комиссия  отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в описании объекта закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.

Комиссия также обращает внимание заказчика, что в случае, если при закупке товаров, требования к характеристикам которых установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то описание объекта закупки имеют признаки ограничения количества участников закупки, поскольку для потенциальных участников закупки могут возникнуть трудности с закупкой этого конкретного товара.

Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении по закупке, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей и/или определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.

При этом Заказчику необходимо обладать документальным подтверждением такой потребности, а не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.

С учетом изложенного, представленные Заказчиком документы и возражения относительно необоснованности жалобы ООО «Надежный партнер» являются несостоятельными, в действиях Заказчика установлено нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что также подтверждается единственной заявкой, поданной ООО «Эстейт Профи» на участие в закупке и проложившей к поставке металлодетектор монопанельный БЛОКПОСТ МZ6 МК.

Позиция подателя жалобы признается Комиссией обоснованной.

Более того, необходимо отметить, что на заседании Комиссии представители Заказчика указали, что возможность закупки 50 металлодетекторов монопанельных у заказчика в настоящее время отсутствует по причине того, что финансирование по данной закупке снижено до 1 млн. рублей.

Комиссия Марийского УФАС России считает, что поскольку начальная (максимальная) цена закупки непосредственно влияет на возможность подачи заявки в целом исходя из объема поставки товара, в том числе и при установлении заказчиком обеспечения заявки и исполнения контракта.

Так, согласно извещению о закупке, для участия в закупке потенциальный участник должен представить обеспечение заявки в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта — 131 500,00 рублей, а обеспечение  контракта представляется победителем закупки в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что в данном случае будет составлять 657 500 рублей, следовательно, чем больше начальная (максимальная) цена закупки, тем больше участнику закупки необходимо представить  размер обеспечения заявки и исполнения контракта.

Таким образом, ввиду того, что у заказчика в настоящее время отсутствует финансовая возможность осуществить закупку в количестве, объявленном при размещении извещения о закупке, данное обстоятельство также признается ограничивающим количество потенциальных участников закупки.

По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая данные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Надежный партнер» обоснованной.
  2. Признать в действиях ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» нарушение  части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» обязательное для исполнения предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрениявопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                          

Члены Комиссии:                                                                                                 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны