Решение №ОЕ/5633/23 Решение по делу №012/05/7-870/2023 ИП Гринев от 30 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ИП Гринев Богдан Игоревич 424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр-кт, д. 20, кв.144 cfarxrf@gmail.com; tastycloud12@gmail.com |
РЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/7-870/2023
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«30» октября 2023 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «26» октября 2023 года
Полный текст решения изготовлен: «30» октября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бастраков А.В.,
член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Журавлева Н.В.,
член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Винокурова А.М.,
рассмотрев дело № 012/05/7-870/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Гринева Б.И. по факту распространения наружной рекламы «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также рекламы «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения осмотра рекламы в в городе Йошкар-Ола установлены факты распространения рекламы: «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон):
а также рекламы «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола:
Марийским УФАС России в отношении ИП Гринева Б.И. возбуждено дело № 012/05/7-870/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также рекламы «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон).
ИП Гринев Б.И. был надлежащим образом уведомлен о дате, времени, месте рассмотрения дела. Определение о возбуждении дела от 02.10.2023 направлено в адрес регистрации индивидуального предпринимателя, а также на адрес электронной почты. Кроме того, в адрес ИП Гринева Б.И. направлена телеграмма с указанием даты, времени, места рассмотрения дела.
Индивидуальный предприниматель своих представителей на рассмотрение дела не направил. При указанных обстоятельствах Комиссия Марийского УФАС России рассматривает дело на основании имеющихся доказательств.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.
Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
При оформлении торговых объектов используется изображение товарного знака по свидетельству №823101, зарегистрированного в том числе в отношении 34 класса МКТУ (табак и заменители табака; сигареты и сигары; электронные сигареты и вапорайзеры для курения; принадлежности курительные; спички). Товарный знак представляет собой словесно- графическое изображение, на котором в том числе используется изображение дыма (пара) и схематичное изображение электронного устройства.
В настоящее время информация на сервисе taplink.cc отражается следующим образом:
При этом, на страницах социальных сетей Tasty Cloud в социальных сетях VK и Instagram, где приводится информация о реализуемых товарах, проводимых акциях в сети магазинов Tasty Cloud:
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что размещенная информация «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемая напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также информация «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемая по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон) является рекламой, поскольку привлекает внимание потребителей к объектам рекламы – вейпам, кальянам, жидкостям, и иным товарам, реализуемым в магазине Tasty Сloud.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежнойстей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.
Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальян используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.
Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также реклама «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемая по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон) размещена с нарушением требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, что запрещено в соответствии с Законом о рекламе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.
В рассматриваемой рекламе используется изображение процессов курения (что доступно потребителю при переходе по ссылке на сервисе taplink.cc, а также в социальных сетях Tasty Cloud в социальных сетях VK и Instagram), что нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, поскольку в рекламе используются изображения различных устройств, используемых для курения, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу различных устройств и курительных принадлежностей, а также демонстрирует процесс курения.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Также ответственность за нарушение требований части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Марийским УФАС России установлено, что деятельность в торговых точках осуществляет ИП Гринев Богдан Игоревич, являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
В материалы дела доказательства прекращения распространения рекламы у торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон) не представлены.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемую по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон):
а также рекламу «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемую напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола:
ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП Гриневу Богдану Игоревичу (ИНН 121534115446 ОГРНИП 320121500018702) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Бастраков
Члены Комиссии Н. В. Журавлева
А.М. Винокурова
2023-6529