Решение №ОЕ/5633/23 Решение по делу №012/05/7-870/2023 ИП Гринев от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Гринев Богдан Игоревич 424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр-кт, д. 20, кв.144 cfarxrf@gmail.com; tastycloud12@gmail.com





РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-870/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе


«30» октября 2023 года г. Йошкар-Ола


Резолютивная часть решения объявлена: «26» октября 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «30» октября 2023 года


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бастраков А.В.,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Журавлева Н.В.,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Винокурова А.М.,

рассмотрев дело № 012/05/7-870/2023, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ИП Гринева Б.И. по факту распространения наружной рекламы «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также рекламы «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон),


УСТАНОВИЛА:


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения осмотра рекламы в в городе Йошкар-Ола установлены факты распространения рекламы: «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон):

а также рекламы «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола:


Марийским УФАС России в отношении ИП Гринева Б.И. возбуждено дело № 012/05/7-870/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также рекламы «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон).

ИП Гринев Б.И. был надлежащим образом уведомлен о дате, времени, месте рассмотрения дела. Определение о возбуждении дела от 02.10.2023 направлено в адрес регистрации индивидуального предпринимателя, а также на адрес электронной почты. Кроме того, в адрес ИП Гринева Б.И. направлена телеграмма с указанием даты, времени, места рассмотрения дела.

Индивидуальный предприниматель своих представителей на рассмотрение дела не направил. При указанных обстоятельствах Комиссия Марийского УФАС России рассматривает дело на основании имеющихся доказательств.


Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

При оформлении торговых объектов используется изображение товарного знака по свидетельству №823101, зарегистрированного в том числе в отношении 34 класса МКТУ (табак и заменители табака; сигареты и сигары; электронные сигареты и вапорайзеры для курения; принадлежности курительные; спички). Товарный знак представляет собой словесно- графическое изображение, на котором в том числе используется изображение дыма (пара) и схематичное изображение электронного устройства.

В настоящее время информация на сервисе taplink.cc отражается следующим образом:

При этом, на страницах социальных сетей Tasty Cloud в социальных сетях VK и Instagram, где приводится информация о реализуемых товарах, проводимых акциях в сети магазинов Tasty Cloud:




Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что размещенная информация «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемая напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также информация «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемая по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон) является рекламой, поскольку привлекает внимание потребителей к объектам рекламы – вейпам, кальянам, жидкостям, и иным товарам, реализуемым в магазине Tasty Сloud.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее Закон №15-ФЗ) в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона №15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежнойстей, устройств для потребления никотиносодержащей продукции.

Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальян используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемой напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также реклама «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куаркод на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемая по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон) размещена с нарушением требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, что запрещено в соответствии с Законом о рекламе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

В рассматриваемой рекламе используется изображение процессов курения (что доступно потребителю при переходе по ссылке на сервисе taplink.cc, а также в социальных сетях Tasty Cloud в социальных сетях VK и Instagram), что нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, поскольку в рекламе используются изображения различных устройств, используемых для курения, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу различных устройств и курительных принадлежностей, а также демонстрирует процесс курения.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Также ответственность за нарушение требований части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность в торговых точках осуществляет ИП Гринев Богдан Игоревич, являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В материалы дела доказательства прекращения распространения рекламы у торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола, а также по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон) не представлены.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия


РЕШИЛА:


1. Признать рекламу «Tasty Cloud» Vape & Hookan Shop Вейпы Кальяны Жидкости Кальянные смеси Одноразовые ЭС» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемую по адресу г.Йошкар-Ола, ул.Й.Кырли, д. 17 (остановочный павильон):

а также рекламу «Tasty Cloud Вейпы Кальяны Жидкости Одноразовые ЭС Кальянные смеси адреса магазинов социальные сети» со ссылкой на куар-код на сервисе Taplink Tasty Cloud, размещаемую напротив торгового центра «Дом Быта», г. Йошкар-Ола:

ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Гриневу Богдану Игоревичу (ИНН 121534115446 ОГРНИП 320121500018702) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии А.В. Бастраков


Члены Комиссии Н. В. Журавлева


А.М. Винокурова



2023-6529


Связанные организации

ИП Гринев Б.И.
ИНН 121534115446, ОГРН 320121500018702