Постановление №ОЕ/6111/23 Постановление о наложении штрафа по делу № 012/04/9.21-666/2... от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 012/04/9.21-666/2023 об административном правонарушении

21 ноября 2023 года г. Йошкар-Ола

Заместитель руководителя-начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол № 012/04/9.21-666/2023 от 10 ноября 2023 года и материалы административного дела № 012/04/9.21666/2023, возбужденного в отношении ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод» (ИНН 1216003133, ОГРН 1021202249518, юридический адрес: 425000, Республика Марий Эл, г. Волжск, пр-д Вокзальный, д. 4, литер г)  по факту незаконного прекращения транспортировки воды на объектах ПАО «Россети Центр и Приволжье», ООО «Диком», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в присутствии законного представителя ПАО «ВГДЗ» <…>, на основании протокола № 5/21 от 22.10.2021, представителей <…> по доверенности № 453-23 от 11.09.2023, <…> по доверенности № 548-23 от 20.11.2023; ПАО «Россети Центр и Приволжье» <…> по доверенности № Д-МР/83 от 18.10.2022, (через систему TrueConf Server)

Установила:

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 012/04/9.21-666/2023 в отношении ПАО «ВГДЗ» по факту незаконного прекращения транспортировки воды на объектах ПАО «Россети Центр и Приволжье», ООО «Диком», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших и лиц, располагающих сведениями, направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 012/04/9.21-666/2023 и проведении административного расследования от 16.10.2023 (исх. № ОЕ/5385/23 от 17.10.2023), которое получено ПАО «ВГДЗ» 26.10.2023, ПАО «Россети Центр и Приволжье» 23.10.2023, ООО «Диком» 28.10.2023.

Протокол об административном правонарушении № 012/04/9.21-666/2023 от 10.11.2023 составлен ведущим специалистом-экспертом аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России <…> в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя ПАО «ВГДЗ» <…> по доверенности от 11.09.2023 и представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» <…> по доверенности от 18.10.2022 (через систему TrueConf Server).

Копия протокола № 012/04/9.21-666/2023 (исх. № ЭБ/5858/23), в котором указана дата (21.11.2023), время (14:30) и место рассмотрения административного дела вручена представителю ПАО «ВГДЗ» <…> в день его составления.

Копии протоколов также направлены по юридическому адресу ПАО «Россети Центр и Приволжье» (получена им 15.11.2023), ПАО «ВГДЗ» (получена им 17.11.2023), ООО «Диком» не получена, возвращена в Марийское УФАС России.

Согласно пункту 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Таким образом, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела № 012/04/9.21-666/2023.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России поступило заявление ПАО «Россети Центр и Приволжье» вх. № 4399 от 19.06.2023).

Из материалов заявления следует, что между АО «Водоканал» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2011 № 53/22.

С 01.01.2023 передача холодного водоснабжения на объект абонента, расположенного по адресу: РМЭ, г. Волжск, ул. Вокзальная, д. 1 (пс/т Городская), прекращена.

АО «Водоканал» в ответ на претензию ПАО «Россети Центр и Приволжье» от 28.04.2023 о необходимости возобновления поставки питьевой воды указало, что ответственность за прекращение поставки воды в силу акта разграничения ответственности за эксплуатацию сетей ВК возложена на ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод».

По условиям договора организация ВКХ обязуется обеспечить абоненту отпуск питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности сторон, прием сточных вод и загрязняющих веществ через присоединенную сеть на условиях, определенных в договоре, а абонент обязуется оплачивать принятую питьевую воду и отпущенные сточные воды, а также соблюдать предусмотренный договором режим водопотребления и водоотведения, обеспечивать безопасность, эксплуатации находящихся в его ведении и исправность используемых им приборов и оборудования, связанны с приемом питьевой воды и отпуском сточных вод.

На момент заключения договора № от 01.01.2011 № 53/22 действовали требования Правил пользования коммунальными системами водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12 февраля 1999 года (далее – Правила № 167).

В соответствии с пунктом 14 Правил № 167, к договору, регулирующему отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них.

Границей балансовой принадлежности является линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, в случае отсутствия соглашения сторон граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела элементов систем водоснабжения и канализации между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Правилами № 167 (в редакции на момент заключения договора № 53/22) не закреплена обязанность организации ВКХ на получение согласия о подключении к сети водоснабжения, находящейся в эксплуатационной ответственности третьей стороны.

Антимонопольным органом установлено, что приложением № 1 к договору № 53 /22 от 01.10.2011 между сторонами и гарантирующей организацией согласованы границы ответственности за эксплуатацию сетей, о чем подписан акт. В указанном акте область ответственности абонента определена на схеме синим цветом, организации ВКХ – черным, границы ответственности – красным, зеленым – сторонних организаций.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» представлены копии платежных поручений, подтверждающих надлежащее исполнение договора № 53/22 от 01.10.2011.

ПАО «ВГДЗ» не оспаривается, что объект ПАО «Россети Центр и Приволжье» подключен к участку сети водоснабжения, находящейся в эксплуатации ПАО «ВГДЗ».

Таким образом, установлено надлежащее технологическое присоединение объекта ПАО «Россети Центр и Приволжья» к сети водоснабжения, находящейся в обслуживании ПАО «ВГДЗ».

Кроме того, в адрес антимонопольного органа в порядке переадресации из Волжской межрайонной прокуратуры поступило обращение ООО «Диком», из содержания которого следует, что между ООО «Диком» и АО «Водоканал» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 210 от 01.10.2020.

По условиям договора организация ВКХ осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать на объекты абонента, находящиеся по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Вокзальный проезд, д. 4 б через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду,  а абонент обязуется оплачивать принятую питьевую воду и отпущенные сточные воды, а также соблюдать предусмотренный договором режим водопотребления и водоотведения, обеспечивать безопасность, эксплуатации находящихся в его ведении и исправность используемых им приборов и оборудования, связанны с приемом питьевой воды и отпуском сточных вод.

В пункте 1.2 договора № 210 от 01.10.2020 определено, что граница раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации ВКХ указывается в акте разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности.

Так, согласно приложению № 1 граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию системы водоснабжения ООО «Диком» устанавливается в месте присоединения сетей водоснабжения абонента к сетям водоснабжения сторонней организации (сварный стык). Отключающее устройство находится на эксплуатационной ответственности абонента.

Между АО «Водоканал» и ПАО «ВГДЗ» заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.01.2011 № 67.

По условиям договора организация ВКХ обязуется обеспечить абоненту отпуск питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности сторон, прием сточных вод и загрязняющих веществ через присоединенную сеть на условиях, определенных в договоре, а абонент обязуется оплачивать принятую питьевую воду и отпущенные сточные воды, а также соблюдать предусмотренный договором режим водопотребления и водоотведения, обеспечивать безопасность, эксплуатации находящихся в его ведении и исправность используемых им приборов и оборудования, связанны с приемом питьевой воды и отпуском сточных вод.

Приложением № 1 к договору № 01.01.2011 № 67 подписан акт разграничения ответственности за эксплуатацию сетей ВК.

В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» между ПАО «ВГДЗ» перезаключен договор № 67 от 01.01.2015 на аналогичных условиях.

Приложением № 1 к договору № 67 от 01.01.2015 определены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию системы водоснабжения ПАО «ВГДЗ», которые устанавливаются в месте присоединения сетей водоснабжения абонента к сетям водоснабжения организации ВКХ (сварной стык). Отключающее устройство находится на эксплуатационной ответственности абонента.

Согласно п.п. а п. 4.3 договора № 67 от 01.01.2015 абонент обязан обеспечить эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании (и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Таким образом, в силу условий договора холодного водоснабжения и водоотведения от № 67 от 01.01.2015 ПАО «ВГДЗ» обязано обеспечивать содержание участка водопроводной сети, находящегося в границах его эксплуатационной ответственности, в надлежащем техническом состоянии в соответствии с требованиями нормативных документов.

Неисполнение данной обязанности привело к возникновению аварийной ситуации на указанном участке водопроводной сети 01.01.2023. При этом отсутствие документов, подтверждающих принадлежность изношенного участка водопровода на праве собственности либо ином законном праве, не освобождает данное общество от исполнения указанной обязанности.

ПАО «ВГДЗ» в письменных пояснениях от 23.10.2023 исх. № 512-23 указало, что сети водопровода, находящиеся в эксплуатационной ответственности общества, не состоят на балансе ПАО «ВГДЗ», как следствие являются бесхозным объектом.

Вместе с тем, не имеют правового значения обстоятельства, связанные с возможным признанием данного участка водопроводной сети бесхозяйным имуществом, при том, что доказательств признания имущества бесхозяйным в установленном законом порядке и передаче его какому-либо иному лицу для эксплуатации материалы дела не содержат.

Из письменных пояснений ПАО «ВГДЗ» следует, что место технологического присоединения и граница балансовой и эксплуатационной ответственности АО «Водоканал» и ПАО «ВДГЗ» обозначена в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, являющимся приложением № 1 к договору холодного водоснабжения и водоотведения № 67 от 01.01.2015.

 В ночь с 01 и 02 января 2023 года на участке сети водоснабжения, относящемся к балансовой и эксплуатационной ответственности ПАО «ВГДЗ», произошел прорыв, после чего гарантирующая организация вынуждена была прекратить подачу холодного водоснабжения в адрес ПАО «ВГДЗ» и других потребителей. Общество неоднократно обращалось в адрес гарантирующей организации с заявлением о проведении ремонтных работ.

В июне 2023 обществом принято решение о замене поврежденного участка путем прокладки новой ветки водопровода с применением полиэтиленовой трубы в грунт методом горизонтального направленного бурения, что позволило избежать рисков повреждения электрических высоковольтных кабелей.

Марийским УФАС России   02.08.2023  осуществлен осмотр на объекте .

В ходе осмотра установлено, что на объекте ПАО «Россети Центр и Приволжье», расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Вокзальный проезд, д. 4, отсутствует водоснабжение.

Техническая возможность осуществить ремонт поврежденного участка сети водоснабжения на момент возникновения аварии отсутствовала, поскольку вдоль трубы проложены силовые кабели электроснабжения. Ответственным за устранение аварийной ситуации в силу договора холодного водоснабжения и водоотведения является ПАО «ВГДЗ».

ПАО «ВГДЗ» указало, что обратилось в адрес гарантирующей организации с целью устранения аварийной ситуации. Однако фактические действия по устранению аварийной ситуации и подачи холодного водоснабжения на участке сетей водоснабжения не совершены со стороны АО «Водоканал».

В связи с длительным отсутствием водоснабжения ПАО «ВГДЗ» в июне 2023 принято решение заключить договор на оказание услуг № ГНБ-015 от 08.06.2023 с ООО «СвязьВолгаСтрой».

По условиям договора ООО «СвязьВолгаСтрой» выполнило работы по укладке полиэтиленовых трубопроводов в грунт методом ГНБ на объекте: РМЭ, г. Волжск, Вокзальный проезд, д.4.

В результате проведения подрядных работ по укладке трубопровода водоснабжение на объекте ПАО «ВГДЗ», а также иных объектах возобновлено. Часть участка сетей водоснабжения, к которой осуществлено подключение объекта ПАО «Россети Центр и Приволжье» осталась изолированной, транспортировка воды до объекта ПАО «Россети Центр и Приволжье» не возобновлена.

В рамках проведения административного расследования ПАО «ВГДЗ» указало, что не располагало сведениями о том, что объект ПАО «Россети Центр и Приволжья» был надлежащим образом технологически присоединен к сети водоснабжения через сети ПАО «ВГДЗ».

Вместе с тем, в рамках исполнения договора № 67 от 01.01.2011 ПАО «ВГДЗ» обратилось в адрес АО «Водоканал» с письмом от 29.05.2013 о предоставлении переченя потребителей воды, расположенных на бывшей территории ОАО «ВГДЗ» по адресу: РМЭ, г. Волжск, ул. Вокзальный проезд, д. 4.

АО «Водоканал» письмом от 30.05.2013 представило сведения о потребителях, подключенных к сети водоснабжения ПАО «ВГДЗ», в том числе п/ст «Городская».

Антимонопольным органом установлено, что иные п/ст «Городская» на территории ГО «Город Волжск» отсутствуют.

Более того, ПАО «ВГДЗ» письмом от 15.06.2023 № 302-23 запросило сведения

о перечне потребителей воды, имеющих технологическое присоединение к сети водопроводов, принадлежащего обществу.

АО «Водоканал» письмом от 20.06.2023 № 268 предоставило перечень абонентов, имеющих технологическое присоединение к сети водопровода, принадлежащего ПАО «ВГДЗ», в том числе в строке № 11 отражено ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Акт № 88 на оказание услуг по укладке трубопровода диаметром 110 мм в грунт методом ГНБ (с материалом- трубой) на объекте: Россия, Республика Марий Эл, г. Волжск, Вокзальный проезд, д. 4 подписан 21.06.2023.

Следовательно, ПАО «ВГДЗ» до момента укладки новой сети водоснабжения располагало сведениями о подключении к водопроводной сети иных абонентов, в том числе ПАО «Россети Центр и Приволжье» и ООО «Диком».

Правоотношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

В ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении даны основные понятия, используемые в законе, в том числе:

абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных ( канализационных) сетей; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее Правила № 644).

Согласно п. 4 Правил № 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 20 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно- канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о водоснабжении и водоотведении собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены ( технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Согласно подпункту «у» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан не создавать препятствий для водоснабжения и водоотведения иных абонентов и транзитных организаций, водопроводные и (или) канализационные сети которых присоединены к водопроводным и (или) канализационным сетям абонента, либо расположены в границах земельного участка абонента, либо проходят через помещения, принадлежащие абоненту.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.

В случаях, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (часть 4 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении).

 Согласно ст. 210 Гражданского Кодекса бремя содержания имущества возложено на его собственника.

Следовательно, ПАО «ВГДЗ» в силу договора холодного водоснабжения и водоотведения № 67 от 01.01.2015 обязано не создавать препятствий для водоснабжения и водоотведения абонентов и транзитных водопроводные и (или) канализационные сети которых присоединены к водопроводным и (или) канализационных сетям абонента.

Таким образом, ПАО «ВГДЗ» обязано обеспечивать беспрепятственную транспортировку воды по своим водопроводным сетям в целях водоснабжения объектов ООО «Диком», ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение ПАО «ВГДЗ» договора холодного водоснабжения и водоотведения № 67 в части надлежащего обеспечения эксплуатации сетей водоснабжения, к которым подключены потерпевшие.

В силу ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 10 Закона о водоснабжении и водоотведении, п. 47 Правил № 644 и статьи 210 Гражданского Кодекса РФ обязанность по своевременному ремонту водопроводных сетей, к которым подключены объекты ООО «Диком», ПАО «Россети Центр и Приволжье», и поддержанию данных сетей в работоспособном состоянии, позволяющем осуществлять транспортировку воды потребителю, присоединенному к водопроводным сетям, лежит именно на ПАО «ВДГЗ».

Однако ПАО «ВГДЗ» не предприняло необходимых и достаточных мер для поддержания принадлежащего ему имущества в надлежащем техническом состоянии, что привело к прекращению холодного водоснабжения на объекты ООО «Диком», ПАО «Россети Центр и Приволжье», не имеющих альтернативных источников водоснабжения. В результате чего была исключена возможность беспрепятственной транспортировки воды через сети ПАО «ВГДЗ» на объекты заявителей.

АО «Водоканал» в пояснениях указало, что техническая возможность восстановления водоснабжения на объекте ПАО «Россети Центр и Приволжье» в настоящее время имеется посредством подключения к вновь проложенной сети водоснабжения, принадлежащей ПАО «ВГДЗ», либо ликвидация ПАО «ВГДЗ» повреждений или неисправностей на водопроводных сетях, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что установленный ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведения запрет на препятствование транспортировке по водопроводным сетям воды до объектов абонента, которые подключены (технологически присоединены) к таким сетям, ПАО «ВГДЗ» соблюден не был. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина ПАО «ВГДЗ» в нарушении законодательства в сфере водоснабжения установлена.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г. Волжск, пр-д Вокзальный, д. 4

Время совершения административного правонарушения: ночь с 01 января 2023 г. по 02 января 2023 г.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного ПАО «ВГДЗ», образуют:

  • объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям водоснабжения;
  • объективная сторона — нарушение ПАО «ВГДЗ» административного правонарушения составляют действия, выразившиеся в нарушении требований ч. 3 ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведения, а именно препятствование транспортировке по водопроводным сетям воды до объектов потерпевших, которые подключены (технологически присоединены) к таким сетям;
  • субъект правонарушения – ПАО «ВГДЗ»;
  • субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ПАО «ВГДЗ» имелась возможность соблюдения Закона о водоснабжении и водоотведения, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ПАО «ВГДЗ».

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения. Однако ПАО «ВГДЗ» не представлены достаточные доказательства того, что обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о признании правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ПАО «ВГДЗ», выразившиеся в незаконном прекращении транспортировки воды на объектах ПАО «Россети Центр и Приволжье», ООО «Диком» по адресу: проезд Вокзальный д. 4, г. Волжск, являются нарушением законодательства в сфере холодного водоснабжения и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере холодного водоснабжения.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ПАО «ВГДЗ» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

В рамках рассмотрения дела № 012/04/9.21-666/2023 ПАО «ВГДЗ» заявили письменное ходатайство о замене наказания  на предупреждение на основании норм части 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ поскольку обществом совершено правонарушение впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людям, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), народов Российской Федерации, безопасности государства угрозы чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 КоАП РФ.

Таким образом, в случае, если дело об административном правонарушении, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

В рассматриваемом случае контрольные (надзорные) мероприятия, проверки не проводились.

Более того, антимонопольным органом установлено, что водоснабжение на объекте ПАО «Россети Центр и Приволжье» в настоящее время не возобновлено.

Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства ПАО «ВГДЗ» для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Кроме того, от ПАО «ВГДЗ» поступило письменное ходатайство о снижении размера административного штрафа в порядке норм части 3.2 и части 3.3 части 4.1 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 9.21  КоАП РФ совершено обществом впервые, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениями, а также не причинило никакого вреда интересам граждан, общества и государства.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ следует, что критериями для применения санкции ниже низшего предела являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, допускается только в исключительных случаях.

В каждом конкретном случае применение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является оценочной категорией.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 4.1.2. КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» ПАО «ВГДЗ» (ИНН 1216003133) является субъектом малого и среднего предпринимательства и относится к категории малое предприятие.

На основании вышеизложенного, учитывая, что ПАО «ВГДЗ» является малым предприятием, а также конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а именно характер совершенного правонарушения, должностное лицо Марийского УФАС России считает возможным назначить ПАО «ВГДЗ» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей и удовлетворить ходатайство общества.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела № 012/04/9.21-666/2023 ООО «Диком» заявило ходатайство о прекращении производства по делу №012/04/9.21666/2023, поскольку в настоящее время права потерпевшего восстановлены в полном объеме. Холодное водоснабжение восстановлено в полном объеме, что подтверждается представленными документами ООО «Диком».

Однако на момент совершения административного правонарушения (в ночь с 01.01.2023 на 02.01.2023) фактически права ООО «Диком» были нарушены, водоснабжение отсутствовало.

Кроме того, представитель ПАО «Россети Центр и Приволжье» <…> в рамках дела заявил устное ходатайство о выдаче ПАО «ВГДЗ» представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Однако согласно части 2 статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.

На основании изложенного, в связи с заявлением ходатайства в устной форме и в связи с отсутствием оснований, в удовлетворении ходатайства отказано.

Руководствуясь статьями 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 9.21, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

Постановила:

Привлечь ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод» (ИНН 1216003133, ОГРН 1021202249518, юридический адрес: 425000, Республика Марий Эл, г. Волжск, пр-д Вокзальный, д. 4, литер г) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

 Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России), счет: 40102810545370000075

Банк получателя – ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ//УФК

по Республике Марий Эл г. Йошкар-Ола БИК банка 018860003,

счет получателя 03100643000000010800

код бюджетной классификации 16111601091010021140

УИН 16100500000001823126

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа 2023-4615 в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела                                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны