Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №012/05/28-287/2022 о нарушении законодатель... от 29 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №012/05/28-287/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«28» июня 2022 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «16» июня 2022 года

Полный текст решения изготовлен: «28» июня 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя- начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/28-287/2021, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Альфа Банк» по факту распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+»,

в присутствии на заседании комиссии представителя ООО «Медиа Клуб» <…>, действующей на основании доверенности от 13.05.2022, участвующей в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи  через программу «TrueConf»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе проведения мониторинга рекламы в марте 2022 года установлен факт распространения в эфире радиостанции Radio Record рекламы финансовых услуг Альфа Банк «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+», содержащей признаки нарушения статьи 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Марийским УФАС России письмом от 25.03.2022 №03-21/69 направило ходатайство в ФАС России о наделении полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении АО «Альфа Банк».

ФАС России письмом от 29.03.2022 №08/28239/22 наделило Марийское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы.

В рамках рассмотрения дела 012/05/28-287/2022 АО «Альфа Банк» представило письменные пояснения и документы, которые приобщены к материалам дела. АО «Альфа Банк» не признало в своих действиях факт нарушения законодательства о рекламе, поскольку потребители могут ознакомиться с условиями оказания услуг при обращении в Банк и заключении договора с кредитной организацией.

ООО «Медиа Клуб» в ходе рассмотрения дела указало, что реклама для размещения была предоставлена ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД», при этом оплата за оказанные услуги до настоящего времени не произведена.

ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» в ходе рассмотрения дела указало, что обществом во исполнение поручений АО «Альфа Банк» был заключен договор с ООО «Медиа Клуб» на оказание услуг по размещению рекламы на радио. В ходе проведения рекламной кампании от АО «Альфа Банк» поступило гарантийное письмо, в котором Банк подтвердил отсутствие нарушений законодательства о рекламе в рекламных материалах.

 

Заслушав пояснения лица, рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В указанной рекламе объектом рекламирования является услуга предоставления кредитов с процентной ставкой от 6, 9% годовых.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с условиями предоставления финансовой услуги Альфа – счет процентная ставка 20% (с учетом приветственной надбавки) действует в первые 1-2 месяца предоставления услуги, в последующие месяцы при покупках по картам от 10000 рублей и от 100 000 рублей (для клиентов с пакетами услуг А-клуб) ставка составит 12%, процентная ставка без покупок составляет 4-4,5% (базовая ставка). При этом приветственная надбавка действует на сумму остатка до 1,5 млн. рублей (до 10 млн рублей для клиентов с пакетом услуг «Премиум»/ «Максимум», до 30 млн. рублей для клиентов с пакетом услуг «А-клуб»).

В рассматриваемой рекламе, сведения, влияющие на выбор потребителя, такие как процентные ставки в зависимости от сроков и суммы, иные условия предоставления финансовой услуги, не приводятся. При этом привлекательная процентная ставка 20% может быть предоставлена только в первые 2 месяца, только на сумму остатка 1,5 млн рублей (либо только клиентам банка с пакетами услуг «Премиум»/ «Максимум», «А-клуб»).

Таким образом, в рекламе указана только наиболее привлекательная информация (процентная ставка 20%), иная же информация, которая влияет на выбор потребителей и имеет существенное значение, в рекламе не указана.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе приводится информация об использовании мобильного приложения, сопровождаемая словосочетаниями «в лучшем мобильном приложении».

При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Лучшем мобильном приложении» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает также пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней указаны не соответствующие действительности сведения о преимуществах финансовых услуг Банка.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным в антимонопольный орган, рассматриваемая реклама, распространялась на основании договора от 21.12.2018 №21/12/18-AMS, заключенного АО «Альфа Банк» с ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД», в соответствии с акт-отчетами период распространения рекламы 16.02.2022-25.02.2022, 04.03.2022-31.03.2022, 01.04.2022-14.04.2022. Также согласно представленным документам, реклама распространялась на радио: Европа Плюс, Авторадио, Ретро FM, Наше Радио, Hit FM, Record, Mонте-Карло, Вести FM, Love Radio, Русское Радио.

В свою очередь ООО «АПР Медиа Сервисез-ОМД» заключило договор с ООО «Медиа Клуб» от 23.09.2011 №МК22/09/11, предметом которого является оказание услуг и выполнение работ, направленных на размещение рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации, на объектах наружной рекламы и в интернете. При этом ООО «Медиа Клуб» заключило договор с ЗАО «Радио Рекорд» от 14.03.2011 №14-03/001, в соответствии с которым осуществлялось распространение рекламы в эфире Radio Record.

В соответствии с представленными документами, текст рекламы был представлен и подтверждён АО «Альфа Банк» (письма Банка в адрес заинтересованных лиц от 02.03.2022).

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа Банк».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

На момент рассмотрения дела Комиссией установлено, что реклама размещалась в период 16.02.2022-25.02.2022, 04.03.2022-31.03.2022, 01.04.2022-14.04.2022. В настоящее время реклама более не распространяется в эфире радиостанций.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России считает, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе не имеются.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу финансовых услуг АО «Альфа-Банк» «Умные знают как заработать! Они получают 20% годовых по накопительному Альфа-Счету. Откройте онлайн в лучшем мобильном приложении. Работает по всему миру. АО «Альфа-Банк. 6+»», «Умные знают как заработать! Откройте вклад в Альфа-Банке по ставке до 20% в лучшем мобильном приложении России. АО «Альфа-Банк. 6+», распространенную в эфире радиостанций ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                               

Члены Комиссии                                                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны