Решение №ОЕ/1795/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 19 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-276/2024

16 апреля 2024 года  г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов; членов Комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста – эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в присутствии представителя заказчика –  ГБУ РМЭ «Марийская станция по борьбе с болезнями животных» – <…> (по доверенности); в присутствии представителей уполномоченного органа – Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Республики Марий Эл – <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности);

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Спецтехмаш» – <…> (по доверенности); при участии посредством видеоконференцсвязи директора ООО «Дуст» <…>, представителя ООО «Дуст» – <…> (по доверенности); рассмотрев жалобу ООО «Спецтехмаш» от 09.04.2024 на положения извещения о проведении закупки на поставку дезинфекционной установки на шасси (номер извещения в ЕИС 0108500000424001332),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком, уполномоченным органом проведена закупка на поставку дезинфекционной установки на шасси.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

09.04.2024 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «Спецтехмаш» на положения извещения вышеуказанной закупки.

Из жалобы следует, что заказчиком в техническом задании описана система подогрева раствора цистерны производителя ООО «Автомастер», соответственно, только компания ООО «Автомастер» может принять участие в данной закупке.

Ранее ООО «Спецтехмаш» подан запрос на разъяснения по закупке, в котором заявитель просил рассмотреть возможность поставки требуемого в техническом задании ТС со следующими характеристиками: «Система подогрева рабочего раствора дезинфекционной установки: Устройство подогрева жидкости проточного типа. С регулировкой температуры нагрева до 90 градусов. Оборудован термометром, предохранительным клапаном. Подогрев осуществляется жидкостной горелкой. Время нагрева раствора пять минут».

05.04.2024 на указанный запрос размещен ответ, согласно которому ТЗ составлено в соответствии с потребностью заказчика, изменения в извещение вноситься не будут.

Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения, в которых просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом 02.04.2024 в ЕИС размещено извещение № 0108500000424001332 о проведении электронного аукциона на поставку дезинфекционной установки на шасси.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 10.04.2024 08:10 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 10.04.2024.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

12.04.2024.

Начальная (максимальная) цена контракта: 6 328 333,33 рублей.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемые заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

Установлено, что заказчиком закупается дезинфекционная установка на шасси (ОКПД2 29.10.59.390 - Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки).

Приложением № 1 к извещению является «Описание объекта закупки», из которого следует, что дезинфекционная установка должна быть оснащена системой подогрева рабочего раствора дезинфекционной установки, функция должна быть реализована посредством нагрева всей емкости (1600 л) до t 60 в течение ≥ 50 мин.

Из представленных пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что необходимость приобретения товара с характеристиками, указанными в «Описании объекта закупки», обусловлена спецификой деятельности заказчика.

Дезинфекционная установка на шасси приобретается в целях проведения дезинфекции помещений для содержания животных, санитарной обработки сельскохозяйственных животных, а также для дезинфекции складов и промышленных помещений.

Дезинфекция осуществляется в соответствии с общими принципами и учета специфики, касающейся разновидности возбудителей болезней, их устойчивости к дезинфицирующим средствам, степени опасности перезаражения ими животных внутри очага и за его пределами, а также с учетом характера объекта, подлежащего дезинфекции.

Система подогрева, предложенная заявителем, не соответствует потребности заказчика, является устаревшей, так как раствор в цистерне нагревается частями (порциями), тогда как система подогрева, указанная заказчиком в описании объекта закупки, осуществляет нагрев всей цистерны, автоматически, при движении автомобиля.

На участие в закупке поступили 2 заявки, участники выразили согласие на поставку товара на условиях, определенных извещением об осуществлении закупки, в заявках предложен разный товар.

Довод заявителя, что в России только 2 завода производят дезинфекционные установки на шасси ГАЗ, соответственно, только данные производители могут принять участие в закупке, является неверным, так как заказчиком не закупается дезинфекционная установка исключительно на шасси ГАЗ, заказчиком получено разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку продукции: ОКПД2 29.10.59.390, ТН ВЭД ЕАЭС: «8705 90 300», наименование: «Дезинфекционная установка на шасси», таким образом, к поставке может быть предложен в том числе и иностранный товар.

На заседании Комиссии представители участника закупки - ООО «Дуст» пояснили, что подогрев является опцией (функцией), каких-либо разрешений на установку отопителя (подогрева) не требуется, патента на данную функцию нет, функция не является исключительной.

В рамках рассмотрения жалобы установлено, что на сайте ООО «ЕТКС» https://etks-avto.ru указано, что организация осуществляет производство и поставку грузовиков, спецтехники и специальных автомобилей.

Марийским УФАС России в адрес ООО «ЕТКС» направлен запрос о предоставлении сведений: является ли организация производителем дезинфекционных установок, каким образом реализуется функция подогрева дезинфекционного раствора.

В ответ на запрос ООО «ЕТКС» направлен ответ, согласно которому ООО «ЕТКС» является представителем производителя дезинфекционных установок, система подогрева всей цистерны имеется и реализуется следующим образом: устанавливается котел подогрева в задней части автомобиля (осуществляет нагрев жидкости до 70 t), также в цистерне установлен насос, осуществляющий перекачку жидкости из бочки в систему подогрева (котел), насосом прогоняется вся жидкость и осуществляется нагрев всей цистерны в течение 60 мин. до 60 t.

Из изложенного не следует, что заказчиком в извещении о проведении закупки на поставку дезинфекционной установки на шасси определен товар лишь одного производителя.

Более того, Комиссия Марийского УФАС приходит к выводу, что наличие указанной функции является потребностью заказчика, установлена заказчиком с учетом своих потребностей, целей осуществления закупки, специфики деятельности учреждения.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Спецтехмаш» необоснованной.
  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны