Определение б/н факт распространения в эфире «Europa Plus» рекламы финансовы... от 4 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о возбуждении дела № 012/05/28-78/2022 и назначении дела к рассмотрению

 

«04» февраля 2022 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела Марийского УФАС России <…>, рассмотрев материалы по факту распространения в эфире «Europa Plus» рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения ст. 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в ходе проведения мониторинга рекламы в сентябре-октябре 2021 года установлен факт распространения в эфире «Europa Plus» рекламы следующего содержания: «Можно бесконечно смотреть как горит огонь, течет вода и растут деньги на вкладе от ВТБ до 8% с опцией «Сбережения» для новых клиентов. Слышали? Так, Вы вклад то откройте. Можно онлайн. ВТБ все получится. Легко. До 8% по вкладу «История успеха в рублях» для новых клиентов, владельцев мультикарты ВТБ с опцией «Сбережения» на срок 548 дней. Подробнее на vtb.ru. Банк ВТБ ПАО генеральная лицензия ЦБ РФ № 1000. Реклама 0+», содержащей признаки нарушения ст. 5, ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является ПАО «Банк ВТБ» и проводимая банком акция «Сбережения до 8% сроком до 548 дней».

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Однако существенная информация (сроке, сумме вклада, порядке начислении процентов, возможности досрочного снятия денежных средств, иные) в рекламе отсутствует.

Таким образом, Марийским УФАС России усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе при распространении рекламы

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, п.2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

П. 5, 6, 7 ст. 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из письменных пояснений ПАО «Банк ВТБ» следует, что реклама разработана ООО «ВМЛ ВАЙ ЭНД АР», объект рекламирования определен ПАО «Банк ВТБ». Рекламная информация размещалась на радиостанции «Europa Plus».

Таким образом рекламодателем является ПАО «Банк ВТБ», рекламораспространителем ЗАО «Европа Плюс».

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ПАО «Банк ВТБ» (<…>) зарегистрировано на территории г. Санкт-Петербург.

Марийским УФАС России рассматриваются действия лица, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, на который не распространяются полномочия Марийского УФАС России на рассмотрение дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с чем, Марийским УФАС России в адрес ФАС России направлено ходатайство о наделении полномочий по рассмотрению дела о рекламе.

Письмом ФАС России от 08.12.2021 вх. №08/104663/21 Марийское УФАС России наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с п. 20 Правил рассмотрения антимонопольными органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу №012/05/28-78/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело №012/05/28-78/2022 к рассмотрению на 21 февраля 2022 года в 11 часов 30 минут (по Московскому времени) в помещении Марийского УФАС России, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.

3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения:

- ПАО «Банк ВТБ» (<…>);

Заинтересованными лицами:

- ООО «ВМЛ ВАЙ ЭНД АР» (<…>).

- ЗАО «Европа Плюс» (<…>).

4. ООО «ВМЛ ВАЙ ЭНД АР» в срок до 18 февраля 2022 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

- копии договоров, заключенных с рекламодателем, устанавливающих условия, сроки, период распространения рекламы;

- указать период и место распространения рассматриваемой рекламы; Указать распространялась ли данная (аналогичная) реклама на территории иных субъектов РФ (представить подтверждающие сведения и документы, информацию о распространении на территории иных субъектов РФ);

- изложить позицию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем  рекламы в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

5. ЗАО «Европа Плюс» в срок до 18 февраля 2022 года представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):

- копии договоров, заключенных с рекламодателем (рекламными агентствами), устанавливающих условия, сроки, период распространения рекламы;

- указать период и место распространения рассматриваемой рекламы; Указать распространялась ли данная (аналогичная) реклама на территории иных субъектов РФ (представить подтверждающие сведения и документы, информацию о распространении на территории иных субъектов РФ);

- изложить позицию о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем  рекламы в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Сообщаем, что пропуск в здание Марийского УФАС России ограничен: при входе необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты (медицинская маска, одноразовые перчатки).

Сообщаем, что возможность участия в заседании комиссии будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf» по ссылке (https://fas1.tconf.rt.ru/c/2787275927)

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Инструкция для участников видеоконференцсвязи прилагается к настоящему уведомлению.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 18 февраля 2022 года, направив в адрес Марийского УФАС России копии доверенностей представителей.

 

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                            

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны