Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 2 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение

о назначении дела № 012/01/10-634/2020

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«02» сентября 2020 года                                                                             г. Йошкар-Ола

 

Председатель Комиссии Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 21.08.2020 № 108 о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии в отношении   и руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Марийское УФАС России поступили материалы от 22.05.2020 вх. №4695 на неправомерные действия ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз», выразившиеся в осуществлении деятельности по заправке топливом воздушных судов в отсутствие государственного регулирования данной деятельности.

При рассмотрении материалов установлено, что между ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» и Авиационной компанией (АО АК) «РусЛайн», осуществляющей полеты из Аэропорта г. Йошкар-Олы, заключен и действует договор об организации услуг по заправке воздушных судов и продаже авиатоплива в аэропортах Российский Федерации от 16.12.2003 №0-02/04/3, в соответствии с которыми ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» продает АО АК «РусЛайн» авиационное топливо, организовывает обеспечение заправок этим авиатопливом и другими авиаГСМ воздушные суда, выполняющие регулярные, чартерные, грузовые и пассажирские авиаперевозки путем заключения соответствующих договоров с топливозаправочными фирмами и компаниями, имеющими все необходимые разрешения и сертификаты. Исполнение договора и реализация авиационного топлива подтверждается представленными счет-фактурами за период январь-август 2020 года. Общий объем топлива, поставленный ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» в адрес АО АК «РусЛайн» за период январь-август 2020 года составил 114,567 т., за 1 полугодие 2020 года - 89,767 т.

Марийское УФАС России установило, что услуги по заправке воздушных судов, а также услуги хранения авиатоплива ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» оказывает ГБУ РМЭ «Аэропорт г. Йошкар-Олы» на основании договора от 05.09.2019 №64/2019-АП об организации услуг по приему, хранению, контролю качества подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и топлива авиаГСМ в воздушные суда. Стоимость оказываемых услуг составляет 21,00 рублей за хранение одной тонны авиатоплива, и 1173, 00 рублей за заправку 1 тонны авиатоплива, что соответствует тарифам, утвержденным для ГБУ РМЭ «Аэропорт г. Йошкар-Олы» в соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл №43 от 30.09.2013 г.

Согласно представленным «ТЗК «Аэрофьюэлз» пояснениям, изменение цен реализации авиакеросина в любом аэропорту присутствия, в том числе в аэропорту г. Йошкар-Ола производится «ТЗК «Аэрофьюэлз» исходя из рыночной ситуации, с учетом оптовых цен закупки авиакеросина, окупаемости материальных вложений в инфраструктуру, баланса спроса и предложения на рынке, договорных условий с авиакомпаниями не только в аэропорту г. Йошкар-Олы, но и в других аэропортах РФ присутствия.

Согласно представленным документам и материалам, при расчете стоимости топлива, реализуемого ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз», АО АК «РусЛайн» использует расчет себестоимости топлива, включая доставку, при этом учитывается несение обществом расходов по приему, хранению топлива и заправке воздушных судов.

Из материалов, представленных в антимонопольный орган, не следует, что ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» обращалось в регулирующий орган за установлением тарифа на услуги по хранению авиационного топлива и заправке воздушных судов.

Следовательно, ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» включает стоимость услуг по хранению авиационного топлива и заправке воздушных судов в стоимость топлива, реализуемого АО АК «РусЛайн», при этом фактически оказывая данные услуги без установленного регулирующим органом тарифа.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статья 4 Закона «О защите конкуренции» устанавливает, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Состав услуг, которые предоставляются потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах определен в Перечне и правилах формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила формирования тарифов и сборов), а также в Правилах взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила взимания платы за обслуживание), утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее - Приказ №241).

В соответствии с пунктом 1.5 Правил формирования тарифов и сборов аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Постановление №293) установлен перечь услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в том числе следующие услуги: обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.

Пунктом 4 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 (далее – Положение), государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

Как следует из п. 2 Положения, под органами регулирования понимается Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом, из п. 5 Положения следует, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы и сборы в аэропортах подлежат государственному регулированию уполномоченным органом.

Действующее законодательство не предоставляет права хозяйствующему субъекту самостоятельного определения тарифа и сбора на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.

Таким образом, действия ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз», выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, содержат признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

На основании изложенного,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Назначить дело № 012/01/10-634/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 29 сентября 2020 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, д. 164.
  2. Для рассмотрения дела привлечь:

- Ответчик по делу:

ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» (ИНН 7734201810, ОГРН 1027739203293, адрес места регистрации: 125252, Россия, г. Москва, б-р Ходынский, 5к1),

- Заявитель:

Марийская транспортная прокуратура (424006, Россия, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Яналова, д.3).

- Третьи лица:

ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» (424010, Россия, РМЭ, Медведевский р-н, п. Аэропорт, ул. Аэропорт)

АО АК «РусЛайн» (248009, Россия, Калужская обл., г. Калуга, ул. Взлетная, 46)

  1. ООО «ТЗК «Аэрофьюэлз» представить в срок до 23 сентября 2020 года следующие документы и материалы (копии документов должны быть надлежащим образом заверены):
  1. письменную позицию со ссылками на нормы права по обстоятельствам, изложенным в определении;
  2. калькуляцию стоимости оказанных АО АК «РусЛайн» услуг с обоснованием каждых затрат за 2020 год;
  3. иные документы и информацию, относящуюся к существу рассматриваемого вопроса.

 

Явка ответчика и заявителя или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) является правом, а не обязанностью.

Примечания:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Марийском УФАС России, контактный телефон 41-76-21.

2. Полномочия ответчика должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Предложить лицам, участвующим в рассмотрении дела, в связи с удаленностью от места нахождения Марийского УФАС России, направлять в адрес друг друга письменные пояснения, документы во исполнение определений об отложении рассмотрения дела в целях оперативного ознакомления.

Приложение: инструкция для участиков видеоконференцсвязи – 9 л.

Председатель Комиссии                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны