Решение №АБ/2766/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 24 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок

по делу № 012/06/106-437/2024

 

19 июня 2024 года  г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – <…> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти ;

членов Комиссии:

<…> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителей:

  • Уполномоченного органа – Комитета по регулированию контрактной системе в сфере закупок Республики Марий Эл: <…> (на основании доверенности), <…>  (на основании доверенности),
  • Заказчика - ГБУ Республика Марий Эл «Волжская СББЖ»: <…> (законный представитель), <…> (на основании доверенности),
  • Заявителя – ООО «Реалмед»: <…>  (на основании доверенности), рассмотрев жалобу ООО «Реалмед» на положения извещения электронного аукциона в электронной форме на автоматический анализатор для биохимических исследований (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0108500000424002507),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком, уполномоченным органом проводился аукцион в электронной форме на поставку автоматического анализатора для биохимических исследований.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «Реалмед» на положения извещения об осуществлении закупки.

По мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки были нарушены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования КТРУ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 08.02.2017.

Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых просили признать жалобу необоснованной. В пояснениях указали, что каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержит позиции соответствующей потребностям заказчика, в связи с чем описание объекта закупки осуществлено по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе,

Комиссия пришла к следующим выводам.

Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении закупки указывается наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила использования КТРУ.

Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Комиссия Марийского УФАС России установила, что предметом закупки является автоматический анализатор для биохимических исследований с кодом ОКПД2 26.51.53.141 «Анализаторы для диагностики in vitro».

Из жалобы и дополнения к ней следует, что Заказчик должен был использовать позиции КТРУ 26.51.53.141-00000036 или 26.51.53.141-00000035 или 26.51.53.141-00000034 или КТРУ 26.51.53.141-00000033 или КТРУ 26.51.53.141-00000032 при размещении извещения о проведении закупки и соответственно описание объекта закупки (информация о технических характеристиках) должно соответствовать информации, указанной в таких позициях.

Установлено, что дата начала обязательного применения вышеуказанных позиций каталога 22.02.2022, следовательно, при описании объекта закупки заказчик должен был руководствоваться информацией указанной в таких позициях.

Также установлено, что перечисленные позиции КТРУ содержат только одну характеристику - «количество выполняемых тестов/ч (характеристика является обязательной для применения)».

По смыслу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссия Марийского УФАС России установила, что закупаемый заказчиком товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", следовательно, заказчик обязан был использовать информацию для описания характеристик товара из КТРУ.

Между тем, описание объекта закупки, размещенное заказчиком в извещении о проведении закупки содержит иные характеристики не предусмотренные позициями КТРУ 26.51.53.141-00000032 - 26.51.53.141-00000036, при этом указано обоснование включения таких дополнительных характеристик.

Из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что КТРУ не содержит позиций с характеристиками, соответствующими в полной мере потребностям заказчика в анализаторе биохимическом с функционалом, гарантированно обеспечивающим точную диагностику не заразных болезней, болезней обмена веществ животных и птиц как широкого видового, так и половозрастного состава, и на основе точных результатов объективного исследования обеспечить в последующем необходимые ветеринарные мероприятия для лечения, профилактики болезней животных и птиц, повышения их продуктивности.

Также в пояснениях указано, что в описании объекта закупки представлено подробное обоснование потребности в характеристиках. В частности:

  • в целях проведения биохимических исследований животных (в том числе коров, лошадей, свиней, овец, коз, кроликов, собак, кошек, крыс, мышей, хорьков);
  • перечень              видов               проводимых              исследований (активностиапанинаминотрансфераза; аспарта- таминотрансфераза; активность амилазы; общий билирубин; прямой билирубин; ганма-глутамилтрансфераза; глюкоза; креатинин; - лактатдегидрогеназа; мочевая кислота; мочевина; общий белок; триглицериды: холестерин; щелочная фосфатаза; ЛПВП холестерин; ЛПНП холестерин; ЛПВП/ЛПНП - холестерин: кальций; фосфор) в целях обеспечения полноты исследований и последующего установления точного диагноза;
  • минимальный объём дозирования образца (для прижизненного исследования проб крови птиц (ООО «Приволжская «Птицефабрика» для повышения яйценоскости) и мелких животных, имеющих физиологически ограниченный малый объём отбора аналита);
  • типы биологических жидкостей, которые могут исследоваться на анализаторе (сыворотка крови, плазма крови, моча, ликвор).

Заказчик обращает внимание, что зоной обслуживания ветеринарной лаборатории заказчика является г.Волжск, Волжский район, г.Звенигово, Звениговский район. Обслуживаемую заказчиком территорию отличает высокая концентрация животных. Численность только сельскохозяйственных животных составляет более 200 000 голов, птиц - более 500 000 голов и это не считая непродуктивных домашних и диких животных, подвергающихся обследованию. Для исследования поступает до 600 проб крови единовременно, в связи с короткими сроками исследований минимальная производительность прибора в час должна соответствовать от 200 проб и более.

Дополнительно заказчиком представлено обоснование включения иных характеристик по позициям 8 и 18 технического задания.

Так, включение заказчиком в состав описания объекта закупки характеристик обусловлено:

  • касаемо пункта 8 «Метод определения параметров», значение «Фотометрия». Метод определения параметров: фотометрия - данный метод определения концентрации используется у превалирующего числа анализаторов, представленных на рынке    лабораторного           оборудования          в     России.            Принцип        (сущность) фотометрического метода   анализа заключается            в    избирательном     поглощении веществами электромагнитных волн - измерении интенсивности светового потока инфракрасного,             видимого        человеческим  глазом    или        ультрафиолетового света, который     прошёл            сквозь          исследуемую                 субстанцию/раствор.       Для    анализа исследуемую   субстанцию   переводят   в    окрашенное   состояние   и измеряют светопоглощение получившегося вещества.

Выбор данного метода обусловлен как заложенными теоретическими познаниями, так и сформировавшимися навыками работы персонала на уже имеющемся оборудовании, использующем фотометрию;

  • касаемо пункта 18 «Минимальный объём дозирования образца», значение «< 2 мкл». Закупаемый заказчиком анализатор предназначен для исследования крови в том числе мелких животных и птиц. Так, общий объём крови в теле молоди домашней птицы, мыши - 2-3 мл, крысы- 15-17 мл. Допустимый забор без вреда организма обследуемого - 5-10% общего объёма крови в организме.

Кроме того, чем меньше объем дозирования образца, тем экономичнее расход реактива, объем используемого реактива прямо пропорционален объему образца. Так. если при объем образца 2 мкл на анализ необходимо 200 мкл реагента, то при объеме 3 мкл надо будет уже 300 мкл реагента и себестоимость исследования вырастет в 1,5 раза.

Таким образом, заказчик указал, что КТРУ в настоящее время не содержит позиции удовлетворяющей требованиям заказчика.

Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.

В пункте 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, надлежащим формированием описания объекта закупки будет являться включение характеристик, которые имеются у как минимум 2-х производителей, при отсутствии доказательств исключительной необходимости закупки товара конкретного производителя.

С целью соблюдения заказчиком положений статьи 8 и статьи 33 Закона о контрактной системе Комиссией Марийского УФАС России проанализирована информация о соответствии технических характеристик, включенных в описание объекта закупки товарам различных производителей.

В частности из коммерческих предложений, направленных в ответ на запрос цен при формировании НМЦК, следует, что участниками рынка предложены товары различных производителей, таких как: анализатор XL-200 автоматический биохимический, производства Еrba, анализатор СА-270 автоматический биохимический, производства Furuno, анализатор ДДС-240 автоматический биохимический, производства Диакон-ДС.

Комиссия Марийского УФАС России также установила, что единственный участник закупки предложил товар анализатор XL-200 автоматический биохимический, производства Еrba. Заявка единственного участника признана соответствующей.

Анализатор СА-270 автоматический биохимический, производства Furuno, который был также указан заказчиком, как соответствующий техническому заданию не подходит под требования технического задания заказчика по пунктам 10, 21 технического задания (письмо АО «Диакон» от 19.06.2024 № 417).

Анализатор ДДС-240 автоматический биохимический, производства Диакон- ДС не подходит Заказчику по пункту 16 технического задания (согласно руководству по описанию типа средства измерений анализатора у изделия только 2 ротора).

Таким образом, заказчиком в материалы дела не представлены сведения о соответствии установленным в извещении о проведении обжалуемой закупки товаров не менее двух производителей.

Комиссия Марийского УФАС России обращает внимание участников дела на то, что КТРУ используется государственными и муниципальными заказчиками для унификации наименований и описаний объектов закупки в целях минимизаций нарушений при установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам, а также для исключения возможного ограничения количества участников закупки.

Установление характеристик товара свидетельствующих о его конкретном производителе, а равно как необоснованное неприменение позиций КТРУ не соответствует положениям статей 8, 33 Закона о контрактной системе и пункта 7 Правил использования КТРУ.

На основании изложенного Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности позиции заявителя о нарушении Правил использования КТРУ. В действиях заказчика, уполномоченного органа устанавливается нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая изложенное, Комиссия Марийского УФАС России принимает решение о выдаче обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Реалмед» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
  4. Передать  материалы  дела  уполномоченному должностному  лицу  для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц, допустивших нарушение законодательства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии  <…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны