Решение б/н факт нарушения антимонопольного законодательства в отношении... от 2 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 № 012/01/17-553/2021

                                                                                                                      г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 26 октября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>;

членов Комиссии:

<…> специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…>  специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

рассмотрев дело № 012/01/17-553/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Портянурской сельской администрации и ООО «Агрофирма «Нур» по статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в присутствии главы администрации Портянурского сельского поселения,

в присутствии законного представителя ООО «Агрофирма «Нур», а также представителя по доверенности от 21.10.2021,  

в отсутствие иных лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела,

руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Управления от 21 июня 2021 года № 73 в отношении ответчика - Портянурской сельской администрации возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в создании ООО «Агрофирма «Нур» преимущественных условий для заключения договоров на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем Определением от 17 августа 2021 года ООО «Агрофирма «Нур» привлечена к делу № 012/01/17-553/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика, а действия Портянурской сельской администрации и указанного Общества переквалифицированы на статью 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Определением от 21 июня 2021 года настоящее дело назначено к рассмотрению.

Согласно части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения. В случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители ответчиков на рассмотрении дела присутствовали, считают, что в их действиях нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.

14.09.2021 Комиссией в соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела, в котором Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ответчиков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

Так, Комиссией было установлено, что за 2019-2020 годы между главой Портянурской сельской администрации <…> и директором ООО «Агрофирма «Нур» <…>, являющимся главой Портянурского сельского поселения – исполняющим полномочия председателя Собрания депутатов Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл заключены следующие договоры:

  1. Договор № 1 от 09.01.2019 на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега на сумму 75 600,00 рублей со сроком выполнения работ с 01.01.2019 по 28.02.2019.
  2. Договор № 2 от 01.03.2019 на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур от снега на сумму 11 600,00 рублей со сроком выполнения работ с 01.03.2019 по 31.03.2019.
  3. Договор № 10 от 25.12.2019 на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур от снега на сумму 48 922,34 рублей со сроком выполнения работ с 01.12.2019 (с 25.12.2019) по 31.12.2019.
  4. Договор № 01 от 09.01.2020 на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега на сумму 151 000,00 рублей со сроком выполнения работ с 09.01.2020 по 31.12.2020.
  5. Договор № 16 от 18.11.2020 на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега на сумму 51 000,00 рублей со сроком выполнения работ с 18.11.2020 по 31.12.2020.

Общая сумма заключенных договоров за период 2019-2020 годы составила 286 722,34 рубля.

Возникновение конфликта интересов обусловлено тем, что, являясь руководителем ООО «Агрофирма «Нур», а также исполняющим полномочия председателя Собрания депутатов муниципального образования «Портянурское сельское поселение», <…> – это наниматель для главы Портянурской сельской администрации <…>.

Проверкой установлено, что единоличным распоряжением главы Портянурского сельского поселения <…> глава Портянурской сельской администрации <…> ежемесячно премировался, а также получал иные материальные выплаты (с 2019 года по истекший период 2021 года <…> единоличным решением <…> выплачено 109 000 рублей).

Согласно пояснениям Портянурской сельской администрации, ООО «Агрофирма «Нур», ИП Г., КФХ «Даутов Р.Г.», ООО «Агрофирма «Батыр» отказались выполнять очистку улиц от снега в 2020 году, однако 01.01.2021 Портянурской сельской администрацией и ООО «Агрофирма «Нур» был заключен договор на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега на сумму 140 000,00 рублей со сроком исполнения до 31.12.2021. 11.02.2021 данный договор был расторгнут по соглашению сторон.

Кроме того, Марийским УФАС России был сделан соответствующий запрос ООО «Агрофирма «Батыр» о наличии технической и иной возможности осуществлять очистку улично-дорожной сети от снега в дер. Портянур Портянурского сельского поселения в 2019-2021 годах, а также о предоставлении информации о том, приняло бы оно участие в электронной процедуре на право заключения контракта на очистку улично-дорожной сети от снега в случае проведения Заказчиком закупки в конкурентной форме.

Согласно ответу от 27.05.2021 № 5 ООО «Агрофирма «Батыр» имеет возможность осуществлять очистку улично-дорожной сети от снега в Портянурском сельском поселении, а также Общество приняло бы участие в электронной процедуре на право заключения контракта по данному виду услуг.

Кроме того, документов, обосновывающих цену договоров, в материалах делах не имеется.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Портянурской сельской администрацией перед заключением указанных договоров анализ рынка в целях обоснования цены договоров не проводился.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 434 ГК РФ, договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 160 ГК РФ предусмотрено, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то, согласно части 3 статьи 160 ГК РФ, по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

В силу части 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества кроме всего прочего без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, а также выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.

В качестве единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.), который избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, единственным директором и учредителем ООО «Агрофирма «Нур» является <…>.

Вместе с тем, изучив представленные прокуратурой Параньгинского района документы о результатах почерковедческой экспертизы следующие договоры, согласно заключению № 102 от 22.07.2021, подписаны не <…>:

  1. Договор № 1 от 09.01.2019 на сумму 75 600,00 рублей.
  2. Договор № 2 от 01.03.2019 на сумму 11 600,00.
  3. Договор № 01 от 09.01.2020 на сумму 151 000,00 рублей.
  4. Договор № 16 от 18.11.2020 на сумму 51 000,00 рублей.

Однако в случае отсутствия директора ООО «Агрофирма «Нур» подписывать договоры могло только лицо его замещающее или иное уполномоченное на основании доверенности. Следовательно, в случае отсутствия такого лица, договоры с ООО «Агрофирма «Нур» не могли быть заключены. В связи с чем, администрации Портянурского сельского поселения нужно было заключить договор с иным лицом или проводить закупку на право заключения договора по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега.

В соответствии с объяснениями Басырова Р.К. от 05.08.2021 некоторые договоры со стороны ООО «Агрофирма «Нур» он подписывал собственноручно, однако только в случае отсутствия <…>и только с его разрешения.

Согласно письменным пояснениям ООО «Агрофирма «Нур» (вх. № 8272 от 01.09.2021), печать организации хранится у директора <…>, вместе с тем, иногда печать находилась в несгораемом сейфе при Портянурской сельской администрации ввиду того, что на тот момент <…> занимал должность главы Портянурского сельского поселения.

Так, Комиссия приходит к выводу о достигнутой между администрацией Портянурского сельского поселения и ООО «Агрофирма «Нур» договоренности на подписание договоров по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега в нарушение требований законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.

Для квалификации действий статьей 16 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временные, продуктовые и географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 30.01.2015 № 3, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка.

Временной интервал исследования определен периодом с 09.11.2019 по 18.11.2020. Продуктовые границы определены как выполнение работ по очистке улично-дорожной сети. Географические границы определены территорией Портянурского сельского поселения. В связи с чем, установлено, что анализируемый рынок не является закрытым и ограниченным, следовательно, является конкурентным.

В связи с изложенным, а также в соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Марийского УФАС России усматривает в действиях администрации Портянурского сельского поселения и ООО «Агрофирма «Нур» нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, которой предусмотрен запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Оснований, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции для прекращения рассмотрения дела не установлено.

На рассмотрение настоящего дела ООО «Агрофирма «Нур» были представлены пояснения, в которых было указано на то, что заключенные на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между администрацией Портянурского сельского поселения и ООО «Агрофирма «Нур» договоры не могут свидетельствовать о недопущении, ограничении, устранении конкуренции.

Вместе с тем Комиссия в рамках рассмотрения дела установила, что в случае отсутствия директора ООО «Агрофирма «Нур» подписывать договоры могло только лицо его замещающее или иное уполномоченное на основании доверенности.

Следовательно, в случае отсутствия такого лица, договоры с ООО «Агрофирма «Нур» не могли быть заключены. В связи с чем, администрации Портянурского сельского поселения нужно было заключить договор с иным лицом или проводить закупку на право заключения договора по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега.

Пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренцию комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, принимая во внимание, что в настоящее время договоры на выполнение работ по очистке улично-дорожной сети в д. Портянур и д. Ирнур от снега истекли, Комиссией принимается решение об отсутствии необходимости в выдаче в адрес ответчиков обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации Портянурского сельского поселения и ООО «Агрофирма «Нур» нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, которой предусмотрен запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             

 

 

Члены Комиссии                                                                                          Ю.А. Абдуллаева

                                                                                                                     

 

          Р.Р. Смирнова

Связанные организации

Связанные организации не указаны