Решение №АБ/1540/24 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-108/2024 о нарушении законодатель... от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-108/2024 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«04» апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «04» апреля 2024 года

Полный текст решения изготовлен: «28» марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <…>,

член Комиссии – главный государственный инспектор отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/7-108/2024, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в отношении ИП К. по факту распространения по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 21 (ТРЦ «Плаза») рекламы табачной продукции, электронных сигарет, курительных принадлежностей в отсутствии лиц, привлеченных к участию в деле,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Марийского УФАС России поступило обращение <…> (вх. №385-

ИП/24 от 18.01.2024) о размещении рекламы по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 21 (ТРЦ «Плаза») следующего содержания:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело № 012/05/7-108/2024 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе в отношении ИП К.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная информация: «Vape Shop Одноразовые устройства, жидкость, табак» привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой продукции.

Кроме того, установлено, что при размещении рассматриваемой информации применяется двухмерный штрих-код (QR-код).

Двухмерные штрих-коды (в том числе QR-коды) признаются рекламой или иной информацией, не являющейся рекламой, исходя из содержания таких штрих-кодов, содержания иной сопровождающей их информации, а также всех обстоятельств их размещения. Таким образом, в случае, если размещенные QR-коды содержат сведения, направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то такие QR-коды являются рекламой, и как содержание, так и размещение указанных QR-кодов должно соответствовать требованиям Закона о рекламе.

При размещении информации на торговом объекте, расположенном по адресу:

г. Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 21 (ТРЦ «Плаза»), используется QR-код, при сканировании которого потребителем осуществляется переход на страницу «Royk маркет – сеть вейп-шопов в Йошкар-Оле» в социальной сети VK, где приводится следующая информация:

 

  

 

 

 

Таким образом, информация, доводимая до потребителей по адресу местонахождения торгового объекта «Royk market» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 21 (ТРЦ «Плаза»)) посредством QR-кода также привлекает внимание к реализуемым товарам, торговому объекту «Royk market», следовательно, является рекламой.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

В соответствии с частью 11 статьи Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федеральный закон от 01.06.2005 № 53ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.

Перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Образовательные программы предоставляют гражданам возможность изучать широкий спектр иностранных языков. Уровень освоения иностранного языка обучающимися обусловливается их индивидуальными способностями, мотивацией к овладению языком, качеством преподавания, практикой использования и т.д., и может существенным образом различаться у обучающихся.

Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной.

В рассматриваемой рекламе информация «Vape Shop» представлена на иностранном языке, без перевода на русский язык, следовательно, данная рекламная информация размещена с нарушением требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальяны (в том числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

Таким образом, рассматриваемая информация «Vape Shop Одноразовые устройства, жидкость, табак» с изображением  QR-кода нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе,  поскольку представляет собой рекламу одноразовых устройств, жидкостей, курительных принадлежностей.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность в торговом объекте «Royk market», расположенном по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 21 (ТРЦ «Плаза»), осуществляет ИП К., являющийся рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В письменных пояснениях от 13.03.2024 вх. №1875-ЭП/24 ИП К. сообщил о демонтаже рекламы «Одноразовые устройства, жидкость, табак» с применением двухмерного штрих-кода (QR-код) по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 21 (ТРЦ «Плаза»).

В связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия не находит оснований для выдачи ИП К. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «Vape Shop. Одноразовые устройства, жидкость, табак» с применением двухмерного штрих-кода (QR-код), расположенную по адресу Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлёвская, д. 21 (ТРЦ «Плаза»), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны