Определение №ОЕ/7473/22 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 012/04/9.21-963/2022 и проведении административного расследования

«30» декабря 2022 года                                                                                            г. Йошкар-Ола

Я, <…>, заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России), рассмотрев обращение <…> (вх. № 9184-ЭП/22 от 01.12.2022), переадресованное из ФАС России, по вопросу ограничения поставки электрической энергии в СТ «ВДК», расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ЙошкарОлинское шоссе, д. 0, уч. 119, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Марийского УФАС России поступило обращение <…> (вх. №9184-ЭП/22 от 01.12.2022), переадресованное из ФАС России, на действия СТ «ВДК» по ограничению поставки электрической энергии на садовом участке, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, д.0, уч. 119.

Так же в адрес Марийского УФАС России поступило обращение ООО «Волжская сетевая компания» (вх. №9621/22 от 16.12.2022) по вопросам законности действий председателя правления СТ «ВДК».

По результатам рассмотрения обращений Марийским УФАС России установлено следующее.

Согласно материалам обращения <…>, на садовом участке №119, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, д.0, с 02.11.2022 отсутствует электроэнергия.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об

электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

СТ «ВДК» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства.

Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или(частичного) режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).

Пунктом 4 Правил № 442 установлены участники рынка энергоснабжения, по инициативе которых может вводиться ограничение режима потребления электрической энергии, а также основания ограничения режима потребления электрической энергии.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в пункте 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

Кроме того, статьей 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в цели создания и деятельности таких товариществ, в том числе, входит создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

При этом, из содержания статей 17, 18, 19 Федерального закона от 29.07.2017 № 217ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о СНТ) , которыми определены объемы полномочий общего собрания, правления и председателя правления садоводческого товарищества, не следует, что в компетенцию органов управления садоводства входят вопросы ограничения и прекращения подачи электроэнергии.

В правоотношениях с поставщиком электроэнергии товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. СНТ, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.

СНТ в силу положений Закона о СНТ осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые (граждане) и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Таким образом, применительно к садоводческим некоммерческим товариществам потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного потребителя, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества, а не само товарищество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами-потребителями, являющегося потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).

СТ «ВДК» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закону об электроэнергетике. Соответственно, СТ «ВДК» не наделен полномочиями прекращать энергоснабжение на территории садового товарищества.

Также СТ «ВДК» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделен полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети кооператива.

В силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров куплипродажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Указанные материалы и данные, имеющиеся у должностного лица, являются достаточными для возбуждения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Должностное лицо Марийского УФАС России считает необходимым привлечь в качестве потерпевшего <…>. Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить дело об административном правонарушении № 012/04/9.21-963/2022 в отношении СТ «ВДК» по факту ограничения режима потребления электрической энергии в отношении нежилого объекта, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, д.0, уч. 119, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
  2. Провести административное расследование.
  3. Привлечь в качестве потерпевшего <…>.

Привлечь в качестве заявителя ООО «Волжская сетевая компания» (ИНН 1215150110, ОГРН: 1101215004660, юридический адрес: 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Успенская, д. 11, оф. 43).

Привлечь в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности, СТ «ВДК» (ИНН: 1216009865, ОГРН: 1031205001211, юридический адрес: 425000, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Шестакова, д.6, к.Б, кв.55).

  1. СТ «ВДК» в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ надлежит в трехдневный срок с момента получения настоящего определения представить в Марийское УФАС России следующие документы и сведения (с сопроводительным письмом, где указываются в качестве приложений все запрошенные документы):
  1. правоустанавливающие документы на объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование), с использованием которых осуществляется поставка электрической энергии;
  2. мотивированную позицию по факту правомерности ограничения электроэнергии на объекте, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, д.0, уч. 119;
  3. расчет платы за электроэнергию, выставленной собственнику уч. 119, с приложением документов, отражающих оплату за 2022 гг.;
  4. документы, отражающие ограничение потребления электроэнергии на объекте Республика Марий Эл, г. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, д.0, уч. 119 в 2022 гг.;
  5. сведения о должностном лице, ответственном за ограничение режима потребления электроэнергии на объекте, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, Йошкар-Олинское шоссе, д.0, уч. 119;
  6. иные сведения и документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

5. Протокол по делу об административном правонарушении № 012/04/9.21-963/2022 будет составлен 17 января 2023 года в 14 часов 00 минут по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, кабинет № 4.

Вы вправе принять участие в составлении протокола посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server» по ссылке https://fas1.tconf.rt.ru/c/4041335575.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Информацию об участии в составлении протокола посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

Потерпевший, а также лицо, в отношении которого вынесено настоящее определение вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от участия в составлении протокола.

В соответствии с ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Заместитель руководителя –

начальник отдела                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны