Решение б/н на положения документации при проведении электронного аукцио... от 11 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-9/2022

 

11 января 2022 года                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист-эксперт  отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии представителя Заказчика – Управления городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-Ола»;

в присутствии представителей ПАО «Россети Центр и Приволжье»;

в отсутствие представителя ООО «Контракт», надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени заседания;

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0808300000221000031 от 20.12.2021),

 

установила:

 

Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году.

В Марийское УФАС России 27.12.2021 поступила жалоба ООО «Контракт» на положения документации названного электронного аукциона.

Заявитель полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, аукционная документация размещены на официальном сайте 20.12.2021 (извещение № 0808300000221000031).

Дата и время начала срока подачи заявок: 20.12.2021 18:04.

Дата и время окончания подачи заявок: 28.12.2021 14:00.

Дата проведения аукциона в электронной форме: 30.12.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта: 66 000 000,00 рублей.

 

  1. Согласно доводу жалобы Заказчик нарушил сроки проведения электронного аукциона, предусмотренные частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.

Так, согласно норме приведенной статьи днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

В силу части 12.2. Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Объект капитального строительства из понимания статьи 1 ГрК РФ это - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Вместе с тем, из указанной статьи также следует, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, объекты уличного освещения не являются объектами капитального строительства. Следовательно, аукцион проведен Заказчиком в предусмотренные законом сроки, довод признается Комиссией необоснованным.

 

  1. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлены сроки рассмотрения первых частей заявок.

Заказчиком в аукционной документации установлено, что датой окончания срока подачи заявок является 28.12.2021, датой окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 29.12.2021.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Как было указано выше, Комиссией установлено, что объекты уличного освещения не являются объектами капитального строительства, следовательно, Заказчиком в аукционной документации правомерно установлен срок рассмотрения первых частей заявок.

Таким образом, довод жалобы ООО «Контракт» не находит своего подтверждения.

 

  1. Заказчиком согласно доводу Заявителя неверно установлены требования ко вторым частям заявок.

Так, пунктом 38 Информационной карты установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Вместе с тем согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции до 31.12.2021) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Таким образом, Заказчиком применена недействующая редакция Закона, окончание действия которой датируется 30.06.2021.

Следовательно, довод Заявителя признается Комиссией обоснованным, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021, действовавшей на момент объявления закупки).

 

  1. Согласно доводу жалобы Заказчик в аукционной документации не требует у участников закупки наличие членства в СРО.

Частью 2 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Однако, как указывалось ранее, объекты уличного освещения не являются объектами капитального строительства. Следовательно, довод признается Комиссией необоснованным.

 

Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Марийского УФАС России было установлено следующее.

Как следует из извещения о проведении открытого аукциона, информационной карты документации об аукционе, проекта контракта предметом контракта является выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году.

Вместе с тем, согласно информации об объекте закупки, техническому заданию, а также приложению к документации об обосновании НМЦК следует, что работы по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения включают в себя, в том числе, поставку электроэнергии.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

НМЦК обоснована Заказчиком тремя методами, в частности проектно-сметным методом обоснованы работы по капитальному ремонту (согласно локальной смете № 1 стоимость работ составляет 5 094 330,00 рублей), работы по техническому обслуживанию (эксплуатации) объектов уличного освещения на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2022 году обоснованы методом сопоставимых рыночных цен (стоимость работ составляет 8 999 273,34 рублей), расчет стоимости электроэнергии в 2022 году определен с использованием иного метода, не предусмотренным указанной статьей.

Согласно позиции Заказчика расчет стоимости электроэнергии в 2022 году определен с использованием иного метода, не указанного в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, ввиду того, что использование иных методов не представляется возможным, цены на электроэнергию подлежат постоянному изменению, не тарифицируются. В связи с чем, целесообразным для определения стоимости электроэнергии является применение к существующей стоимости электроэнергии коэффициентов, установленных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

Соответственно размер денежных средств, предназначенных на электроэнергию, составил 51 906 395,74 рублей.

Между тем, аукционная документация не содержит информации относительно объема поставляемой электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, Заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26,07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложении в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

Вместе с тем Заказчиком в техническом задании аукционной документации указано следующее: «Техническое обслуживание объектов уличного освещения включает в себя работы по включению и выключению объектов уличного освещения согласно графику включения, частичного или полного отключения объектов уличного освещения, работы по содержанию объектов уличного освещения, осуществление контроля за потребляемой электроэнергией для уличного освещения и ее оплату энергоснабжающим организациям. Работы по техническому обслуживанию (эксплуатации) объектов уличного освещения представляют собой комплекс профилактических работ по уходу за сооружениями, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов, а также уборка их в течение периода содержания.

Ремонт (капитальный, текущий) объектов уличного освещения включает работы по восстановлению или замене отдельных изношенных элементов сооружений на более прочные и экономичные. К работам по ремонту объектов уличного освещения относятся следующие виды работ: замена опор уличного освещения, силового кабеля, проводов, замена арматуры устаревших конструкций более совершенными типами; дополнительная установка или замена фонарей и светильников; монтаж и замена реле времени (контактных часов), фотореле и установок телеуправления уличного освещения; все виды работ по ремонту средств автоматики и телемеханики по управлению сетями уличного освещения с комплексной заменой узлов и деталей; установка и замена панелей уличного освещения; окраска опор, фонарей, осветительной арматуры».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.6. проекта контракта оплата по настоящему Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте. В случае изменения расчетного счета Подрядчик обязан в однодневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Контракте счет Подрядчика, несет Подрядчик.

Оплата потребленной электроэнергии, израсходованной в целях обеспечения работы объектов наружного освещения, за прошедший месяц, осуществляется Заказчиком в течение 30 дней после приемки работ Заказчиком, подписания предоставленного Подрядчиком акта приемки выполненного этапа работ (Форма КС-2), справки стоимости выполненных работ (форма КС-3), копий платежных документов подтверждающих факт оплаты электроснабжающей организации потребленной объектами наружного освещения электроэнергии и всей исполнительной документации, установленной Техническим заданием.

Из пункта 4.1. проекта контракта следует, что Подрядчик самостоятельно организует производство Работ на объекте по своим планам, за счет своих сил и средств, в соответствии с Техническим заданием. Подрядчик самостоятельно заключает договор энергоснабжения в целях обеспечения работы объектов уличного освещения, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», на 2022 год.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 34 (1) основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения и прилагаемых документов и в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора. 

В случае если заявитель не согласен с условиями, содержащимися в полученном проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. В течение 10 дней гарантирующий поставщик подписывает договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий, и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции либо уведомляет в письменной форме заявителя об отказе от внесения изменений с указанием причин такого отказа.

Таким образом, в случае подписания контракта по данной закупке может возникнуть ситуация, при которой поставка электрической энергии не будет осуществляться, а будет напрямую зависеть от срока подписания договора электроснабжения гарантирующим поставщиком.

Комиссия считает необходимым отметить, что пунктом 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заключения контракта энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии без проведения конкурентных процедур.

Иными словами, законодатель, предусматривая основание для заключения государственными и (или) муниципальными заказчиками контракта с единственным поставщиком, выделяет поставку электроэнергии в отдельный предмет закупки ввиду нецелесообразности проведения конкурентных процедур.

С учетом изложенного, документация об аукционе включает в себя два самостоятельных объекта закупки: выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставку электрической энергии.

Кроме того, используемые заказчиком методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта: сметный метод, метод сопоставимых рыночных цен и иной метод, также свидетельствуют о разнородном характере услуг, образующих объект закупки.

Таким образом, выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставка электрической энергии на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», указанные в документации, технологически и функционально не связаны между собой, и выполнение данных работ может осуществляться от поставки электрической энергии отдельно. Следовательно, объединение заказчиком в один предмет закупки выполнения работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения, а также поставки электрической энергии неправомерно.

Согласно ответу УФНС России по Республике Марий Эл (вх. № 11942 от 28.12.2021) на территории Республики Марий Эл более двухсот хозяйствующих субъектов оказывают электромонтажные работы (ОКВЭД 43.21), 4 – осуществляют поставку электроэнергии (ОКВЭД 35.14), в частности ООО «Новатор-С», ООО «Плутон», ООО «Везувий», ООО «Мариэнергосбыт».

Более того, приказом Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 23.01.2017 № 4 т «О согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Марий Эл и о признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития Республики Марий Эл» утвержден его правовой статус и определены границы зоны деятельности: административные границы Республики Марий Эл.

В частности, гарантирующим поставщиком, поставляемым электрическую энергию на территории Республики Марий Эл, является ПАО «ТНС Энерго Марий Эл».

Следовательно, каждый из указанных рынков представлен самостоятельным составом хозяйствующих субъектов.

Также у Комиссии не имеется оснований полагать, что выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации), капитальному ремонту объектов уличного освещения не могут быть оказаны иными организациями, зарегистрированными на территории других субъектов Российской Федерации, но осуществляющие или планирующие осуществлять деятельность на территории Республики Марий Эл.

Таким образом, рассматриваемые действия Заказчика не соответствуют части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия Марийского УФАС России принимает решение о выдаче обязательного для исполнения предписания для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» частично обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – Управления городского хозяйства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» нарушение части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                 

 

 

Члены комиссии:                                                                                                       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны