Решение б/н факт распространения наружной рекламы посредством листовок п... от 19 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 012/05/28-45/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«19» февраля 2021 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «18» февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен: «19» февраля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>;
член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>;
член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,
рассмотрев дело № 012/05/18-556/2020, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, статьи 9, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), по факту распространения наружной рекламы посредством листовок по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 27б, а также на офицальном сайте ООО МКК «Нужноденьги» (https://nyzhnodengi.ru/) в присутствии генерального директора общества Соколова А.В., представителя Булыгина В.Э. по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы в г. Йошкар-Ола.
В ходе мониторинга была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 9, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения наружной рекламы посредством листовок по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 27б, а также на офицальном сайте ООО МКК «Нужноденьги» (https://nyzhnodengi.ru/) https://fas1.tconf.rt.ru/c/5166919846 следующего содержания:
далее – Реклама,
Из письменных пояснений ООО МКК «Нужноденьги» (вх. №1133 от15.02.2021) следует, что порядок проведения акции установлен приказом директором общества № 10-11-2020/01 от 10.11.2020. Рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем является общество в лице директора Соколова А.В. Факт нарушения законодательства о рекламе общество признало в полном объеме. Рекламная информация стимулирующего мероприятия размещалась в период с 10.11.2020 по 28.12.2020. Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Из анализа текста рекламы «Нужноденьги» следует, что объектом рекламирования выступают стимулирующее мероприятие и услуги по предоставлению займов, в том числе ООО МКК «Нужноденьги».
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена посредством размещения рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите (займе)) установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года.
Согласно ст. 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными, организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Таким образом, профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц: микрофинансовыми организациями (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»; кредитными кооперативами (ст. 4 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, определенном Законом о потребительском кредите (займе), предоставлено микрофинансовым организациям, в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Марийским УФАС России установлено, что ООО МКК «Нужноденьги» 30.08.2019 включено в реестр микрофинансовых организаций.
В рекламе указано, что для участия в стимулирующем мероприятии необходимо «взять займ от 1000 рублей».
Так, приказом № 01-11-2019/1 утверждены паспорта кредитных продуктов «Первый заем», «Стандартный», «Пенсионный».
В материалы дела представлен паспорт кредитного продукта «Стандартный». Существенными условиями, влияющими на стоимость предоставления займа являются:
- срок займа от 01-30 дней;
- сумма займа от 1000 руб. до 50 000 рублей, с шагом 500 руб.;
- процентная ставка по кредиту 1 % в день, начиная со дня следующего за днем выдачи займа (полная стоимостьпотребительского займа 365,0% (366%) годовых);
- проценты за пользование займов начисляются со дня, следующего за днем предоставления займа, по день возврата займа включительно;
- за нарушение заемщиком срока возврата займа общество вправе начислить неустойку в размере 0,1% за каждый день с момента нарушения срока возврата займа;
- возврат займа заемщиком порисходит единовременно в день, определенный в индивидуальных условиях договора потребительского займа;
- досрочное погашение займа осуществляется единовременным платежом, включающим в себя основной долг и начисленные на дату досрочного погашения суммы займа проценты.
Однако существенная информация в рассматриваемой рекламе (о размере займа, возрасте потенциального заемщика, процентная ставка, максимальная сумма займа, иное) отсутствует.
Таким образом, Марийским УФАС России при расспространении данной рекламыустановило в действиях общества факт нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка) (Письмо ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе».
В пункте 27 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что нормы статьи 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Таким образом, для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретения определенного товара.
В рассматриваемой рекламе сообщается, что для того, чтобы принять участие в розыгрыше необходимо «взять займ от 1000 рублей… и получи шанс выйграть ценные призы!»
Следовательно, в рекламе присутствует признак стимулирования, а именно – взять займ от 1000 рублей. Указанное условие побуждает человека принять участие с целью возможного получения материального блага, поощрения и получения ценных призов.
В соответствии с приказом № 10.11-2020/01 от 10.11.2020 срок проведения рекламной акции определен с 16.11.2020 по 20.12.2020.
В силу положения о проведении рекламной акции – «Новогодний розыгрыш» условиями участия в акции являются:
- в розыгрыше участвуют клиенты, оформившие займ от 1000 рублей с 16.11.2020 по 20.12.2020, на срок пользования займом не менее 5 (пяти) дней, при условии, что договор будет закрыт до 25 декабря 2020 г. включительно;
- розыгрыш состоится 28 декабря 2020 года в 15: 00 по московскому времени, победителей определяется при помощи генератора случайных чисел, в прямом эфире сети инстаграм @nyzhnodehgi;
- среди участников конкурса разыграны 3 ценных приза (смарт-часы, колонка, блендер)
- необходимо сохранить купон до конца проведения акции;
В рассматриваемой рекламе отсутствует следующая информация обязательная в силу статьи 9 Закона о рекламе: сроки проведения стимулирующего мероприятия, в части даты начала и окончания проведения акции, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Закон о рекламе устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия указанных условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения стимулирующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а ссылка на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации.
Исходя из диспозиции статьи 9 Закона о рекламе, реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником.
Реклама акции «возьми займ от 1000 рублей… и получи шанс выйграть ценные призы!» не содержит указания на то, какие именно сведения можно получить при обращении к соответствующему информационному источнику.
Таким образом, указанная рекламная информация нарушает статью 9 Закона о рекламе.
Таким образом, спорная рекламная информация нарушает ч. 7 ст. 5, п. 2 ч.2 ст. 28, ч. 3 ст. 28, ст. 9 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, статьи 9, части 7 статьи 24 Закона о рекламе несет рекламодатель, рекламораспространитель.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Марийским УФАС России установлено, что спорная реклама размещалась посредствам листовок по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Петрова, д. 27 «б» и на официальном сайте ООО МКК «Нужноденьги», и в интересах ООО МКК «Нужноденьги».
На рассмотрении дела генеральный директор ООО МКК «Нужноденьги» Соколов А.В. пояснил, рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Нужноденьги» в лице генерального директора Соколова А.В. Макеты были разработаны обществом в лице генерального директора.
Таким образом, рекламодателем, рекламораспространителем является ООО МКК «Нужноденьги».
В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В материалах дела имеются документальные доказательства, отражающие факт устранения ООО МКК «Нужноденьги» в настоящее время нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ,
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, статьи 9, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии