Протокол, выписка из протокола №ОТ/987/24 Протокол №012/04/14.33-159/2024 об административном правонар... от 5 марта 2024 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.33-159/2024

об административном правонарушении

 

«05» марта 2024 года г. Йошкар-Ола

 

Протокол составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее– Марийское УФАС России) <...> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Газ Сфера» (ИНН 1655481924, ОГРН 1221600056204; юридический адрес: 420108, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мазита Гафури, д. 50, офис 26) по факту нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном распространении ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией, в отсутствие статуса газораспределительной организации (решение Марийского УФАС России от 31.01.2024 по делу № 012/01/14.2-984/2023).

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: 08.11.2023 (дата приказа о возбуждении дела № 012/01/14.2-984/2023 о нарушении антимонопольного законодательства).

Приказом от 08.11.2023 № 213/23 возбуждено дело №012/01/14.2-984/2023 по признакам нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в распространении ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией.

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 31.01.2024 по делу № 012/01/14.2-984/2023 в действиях ООО «Газ Сфера» признан факт нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием для возбуждения дела явилось поступившее в Марийское УФАС России обращение ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» о нарушении антимонопольного законодательства. ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» указало, что жителям Республики Марий Эл в почтовые ящики многоквартирных жилых домов поступает предложение-оферта следующего содержания:

 

Марийским УФАС России ООО «Газ Сфера» 30.06.2023 выдано предупреждение №012/01/14.2-585/2023 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции в связи с распространением ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл. ООО «Газ Сфера» в течение трех дней с момента исполнения предупреждения надлежало сообщить в Марийское УФАС России о его выполнении.

ООО «Газ Сфера» письмом от 18.08.2023 вх. №5977/23 сообщило об исполнении выданного предупреждения путем прекращения распространения на территории Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО.

Письмом от 09.10.2023 вх. №7193-ЭП/23 ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» сообщило о распространении ООО «ГазСфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл по состоянию на октябрь 2023 года, в том числе представило листовки, распространяемые ООО «ГазСфера» с предложением-офертой на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл.

Марийское УФАС России пришло к выводу о невыполнении ООО «Газ Сфера» предупреждения антимонопольного органа от 30.06.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Главой 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В силу статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Порядок заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию ВКГО установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ №410 от 14.05.2013 (далее – Правила №410).

В соответствии с абзацем 4 пункта 7 Правил №410 (в редакции, действовавшей до 01.09.2023) специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Также в соответствии с пунктом 1 Правил №410 (в редакции, действовавшей до 01.09.2023) под специализированной организацией понималась организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (пункт 6 Правил №410 (в редакции, действовавшей до 01.09.2023).

По состоянию на 30.06.2023 момент выдачи предупреждения ООО «Газ Сфера», работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Республики Марий Эл оказывала газораспределительная организация ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», а также иные специализированные организации: ООО «Тепло 112», ООО «ПО Газсервис», ООО «Марстройгаз», ООО «ГазТеплоСтрой».

Марийским УФАС России установлено, что ООО «Газ Сфера» в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» о заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования не обращалось. Следовательно, такое соглашение у ООО «Газ Сфера» отсутствовало.

Таким образом, ООО «Газ Сфера» не вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 №859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. №1091» в Правила №410 внесены изменения, из которых следует, что обязанность по проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования могут с 01.09.2023 выполняться только газораспределительной организацией.

Так, в соответствии с Правилами №410 (в редакции, действующей с 01.09.2023) специализированная организация - соответствующая требованиям, установленным настоящими Правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 Правил №410 (в редакции, действующей с 01.09.2023) работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, с 01.09.2023 ООО «Газ Сфера» не вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию ВКГО на территории Республики Марий Эл, поскольку не является газораспределительной организацией.

Направление жителям Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО в форме квитанции об оплате данных услуг, вводит потребителей в заблуждение относительно тех обстоятельств, которые способны оказать влияние на потребительский выбор, так как создает у потребителя ложную убежденность в том, что квитанция подлежит обязательной оплате, а также необходимости заключения договора со специализированной организацией, услуги которой подлежат оплате по полученной квитанции.

Для признания действий определенного лица недобросовестной конкуренцией должна быть установлена совокупность условий, а именно: соответствующие действия должны совершаться хозяйствующими субъектами – конкурентами; они должны быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; эти действия причинили или могут быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Марийским УФАС России установлено, что действия ООО «Газ Сфера» по направлению жителям Республики Марий Эл предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО в форме квитанции направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, способны причинить вред и ущерб как газораспределительной организации ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», так и иным лицам, оказывающим до 01.09.2023 услуги ТО ВКГО до 01.09.2023.

В рассматриваемом случае действия ООО «Газ Сфера» направлены на необоснованное получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости, являются актом недобросовестной конкуренции и нарушают требования статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия ООО «Газ Сфера» являются нарушением статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с распространением ООО «Газ Сфера» предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией, в отсутствие статуса газораспределительной организации.

Ответственность за нарушение статьи 14.2 Закона о защите конкуренции установлена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 статьи 14.33, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители коммерческих и некоммерческих организаций несут ответственность как должностные лица.

В период осуществления ООО «Газ Сфера» незаконного распространения предложения-оферты на заключение договора ТО ВКГО на территории Республики Марий Эл при отсутствии соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией, в отсутствие статуса газораспределительной организации директором общества являлся <...>.

Таким, образом <...> являлся должностным лицом, ответственным за соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Следовательно, <...> не были приняты все зависящие от него меры по предотвращению и недопущению нарушения антимонопольного законодательства.

Протокол составлен в отсутствии <...>, надлежащим образом извещённого о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 14.02.2024 исх. №АБ/612/24 направлено по адресу регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности (согласно сведениям официального сайта «Почта России» возвращено из-за истечения срока хранения 28.02.2024).

Согласно пункту 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Таким образом, <...> надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении: 19 марта 2024 года в 10 час. 30 мин. по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000.

 

С протоколом ознакомлен(а),

права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на

обработку персональных данных. __________________________________

(ФИО, подпись лица, привлекаемого

к административной ответственности)

 

<...>

(Ф.И.О. составившего протокол)

«05» марта 2024 г. _________________

(подпись)

 

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об

административном правонарушении:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ копию протокола получил (а):

 

(Ф.И.О. лица, получившего протокол)

 

« » ______________ 2024 г. __________________

 

Сообщаем, что Вы вправе принять участие в рассмотрении дела посредством удаленного доступа по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/1982126981.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны