Протокол, выписка из протокола №ОТ/2373/23 Протокол (д.л. ООО «МКК «Золотофф») от 12 мая 2023 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРОТОКОЛ № 012/04/14.3-383/2023

об административном правонарушении

 

«12» мая 2023 года г. Йошкар-Ола

Протокол составлен специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) <...> в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении должностного лица ООО «МКК «Золотофф» <...> (<...>г.р.; паспорт <...>, адрес регистрации:<...>) по факту размещения рекламы финансовых услуг по адресу: г. Йошкар-Оле по адресу ул. Яналова, д. 4 с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (решение по делу № 012/05/28-815/2022 от 20.12.2022).

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Место совершения административного правонарушения: г. Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: период 07 ноября 2022 года (акт осмотра) - 15 декабря 2022 года (предоставление сведений ООО «МКК «Золотофф» о демонтаже рекламы).

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Сотрудниками Марийского УФАС России 07.11.2022 установлен факт размещения рекламы «Займы от 0% в день» следующего содержания:

 


 


 


 


 


 


 

Реклама размещалась в г. Йошкар-Оле по адресу ул. Яналова, д. 4.

ООО «МКК «Золотофф» в письменных пояснениях указало, что общество является микрокредитной организацией, оказывающей услуги по выдаче займов. Общество арендовало помещение по вышеуказанному адресу с 01.12.2021 по 31.07.2022 на основании договора субаренды, заключенного с ИП М. Рекламодателем и рекламораспространителей является ООО «МКК «Золотофф». Рекламная информация не была демонтирована в связи с невнимательностью.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из содержания рекламы, следует, что объектом рекламирования является выдача денежных средств.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к ее продвижению на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку в рекламе указано на возможность выдачи денежных средств, данная услуга является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе приведена следующая информация об условиях предоставления денежных средств: «Займы от 0% в день».

В письменных пояснениях ООО «МКК «Золотофф» (вх № 8948-ЭП/22 от 24.11.2022) представило перечень тарифных планов по выдаче займов.

Антимонопольным органом установлено, что в обществе действуют тарифы:

«Базовый 0,7%», «Базовый 1», «Сотрудник», «Новый старт», «5 месяцев», «Реструктуризация», «Рефинансирование», «С поручительством».

Основными условиями предоставления займа являются: возраст, постоянное место работы (не менее 1 месяца) или наличие пенсионного удостоверения, постоянная регистрация, сумма займа, ставка по займу.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указано лишь одно условие: «ставка займа от 0%».

Указанные условия являются обязательными при предоставлении займов по ставке от 0%, однако все условия в рекламе не указаны. Указанные условия напрямую влияют на сумму расходов лиц, воспользовавшихся услугами предоставления займов ООО «МКК «Золотофф», поскольку влияют на сумму выплат по договору займа.

Отсутствие полных условий о предоставлении займов от 0% вводит потребителей в заблуждение, не позволяет получить полную информацию о предоставлении финансовой услуги, свидетельствует об отсутствии существенной информации.

Кроме того, недоведение в рекламе информации об условиях предоставления займов, при указании привлекательной для потребителей информации, свидетельствует об отсутствии в ней всей существенной информации.

Таким образом, в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях оказания финансовой услуги по привлечению денежных средств, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации о финансовой услуге, и потребители вводятся в заблуждение об условиях ее предоставления.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в рекламе отсутствуют все существенные условия оказания услуги и влияющие на сумму доходов и расходов лица, использующего услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама размещалась в месте оказания услуг ООО «МКК «Золотофф» по адресу ул. Яналова, д. 4, реклама направлена на привлечение внимания к ООО «МКК «Золотофф», что также подтверждается письменными пояснениями общества.

На основании изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «МКК «Золотофф».

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Должностное лицо, в силу возложенных на него обязанностей, должно знать требования рекламного законодательства и соблюдать их.

Марийским УФАС России установлено, что в период с 07 ноября 2022 года по 15 декабря 2022 года ответственным за распространение рекламы являлась генеральный директор ООО МКК «Золотофф» <...>.

Вместе с тем, <...> не приняла всех зависящих от нее мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от нее по соблюдению требований действующего законодательства, не исполнила надлежащим образом организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по соблюдению требований законодательства о рекламе, т.е. не предприняла необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, в том числе правом обжаловать постановление по делу в течение 10 дней согласно статьям 30.1, 30.3 КоАП РФ.

Протокол составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствии <...> надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте составления протокола (уведомление о составлении протокола от 21.04.2023 №ОЕ/1967/23 направлено по адресу места регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности, согласно информации с сайта «Почта России» указанное уведомление 03.05.2023 возвращено из-за истечения срока хранения).

Согласно пункту 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение.

Дело об административном правонарушении будет рассматриваться 25 мая 2023 г. в 10:30 по адресу: ул. Волкова, д. 164, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

 

С протоколом ознакомлен (а),

права и обязанности разъяснены.

Даю согласие на

обработку персональных данных _________________________________

(ФИО, подпись лица, привлекаемого к административной ответственности)

<...>

(Ф.И.О. составившего протокол)

«12» мая 2023 г. ______________

(подпись)

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ копию протокола получил:

________________________________________________________________________

(ФИО лица, получившего протокол)

« »_____________2023 г. _______________________

(подпись)

Также сообщаем, что Вы вправе принять участие в рассмотрении дела посредством удаленного доступа по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/1183386393.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Информацию об участии в рассмотрении дела посредством удаленного доступа необходимо сообщить в Марийское УФАС России по телефону 8 (8362) 41-76-21.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны