Решение б/н факт нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О ... от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      •  
      • делу № 012/05/5-503/2021
      • нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«26» августа 2021 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «24» августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен: «26» августа 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>;

член Комиссии – ведущий специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>;

член Комиссии – специалист – эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

рассмотрев дело № 012/05/5-503/2021, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении листовок с рекламной информацией о предоставлении услуг по банкротству физических лиц и иных юридических услуг, в присутствии ИП Х.,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступило заявление К. (вх. № 83-К от 02.04.2021) о распространении рекламы следующего содержания:

 

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение к которым направлена реклама. Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Марийское УФАС России пришло к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги банкротства физических лиц, а также юридические услуги.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В рассматриваемой листовке с информацией рекламного характера отсутствует наименование лица, организации, оказывающей услуги по банкротству физических лиц и иные юридические услуги. В информация рекламного характера указан номер телефона (88362) 34-71-77, который в соответствии с представленными сведениями ООО «Метротел» принадлежит ООО «Хэлп Ми» (ИНН: 6234141713).

Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации содержатся нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Процедура банкротства физических лиц регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон №127), и предусматривает обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом, утверждение финансового управляющего, проведение реструктуризации долгов гражданина, процедуру реализации имущества гражданина и т.д.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу.

Все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Статьей 213.28 Закона о банкротстве устанавливается, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Однако Законом № 127 предусмотрено, что после признания гражданина банкротом возникают определенные последствия, установленные в статье 213.30 указанного закона.

Так, в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, в течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией и иные.

В рекламе в отношении процедуры банкротства сообщаются следующие сведения: «На основании Федерального закона 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин имеет законное право избавится от долгов: по кредитам в банках; по займам и распискам; по долгам ЖКХ и т.д».

В рекламе в отношении услуги по банкротству сообщается наиболее привлекательная информация. Иная же информация, в том числе об ограничениях после введения процедуры банкротства и признания гражданина банкротом в рекламе отсутствует.

Таким образом, рассматриваемая рекламная информация содержит нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Антимонопольным органом установлено, что деятельность по распространению листовок осуществлял ИП Х. (<…>) на основании Лицензионного договора №41 от 10.10.2019 с ООО «Хэлп Ми» (<…>).

ИП Х. в ответ на определение об отложении рассмотрения дела представлены письменные пояснения, в которых он указал, что макет рассматриваемой рекламной продукции (листовки) изготовлен и утвержден ИП Х.

Кроме того, ИП Х. пояснил, что указанная в рекламе процедура банкротства применима не для всех граждан, а только для конкретных случаев, определенных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, ИП Х. поясняет, что осуществляет деятельность в сфере банкротства без цели заключения договоров со всеми гражданами без исключения. Информация об услугах объемная и ее сложно полностью отразить в рекламе. Не все граждане могут самостоятельно разобраться в юридических особенностях.

Однако, потребителями рекламы являются представители разных слоев населения, социального положения, образования и возраста, и информация, представленная в данной листовке вводит их в заблуждение.

Таким образом, реклама о предоставлении услуг по банкротству физических лиц и иных юридических услуг является ненадлежащей и противоречащей требованиям пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

При рассмотрении материалов Марийским УФАС России установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации является ИП Х. (<…>).

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 Однако в материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в настоящее время.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Х. (<…>) следующего содержания:

 

 

 

 

поскольку она не соответствует требованиям пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Х. (<…>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             

 

Члены Комиссии                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны