Решение №ОЕ/1907/24 РЕШЕНИЕ Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/0... от 25 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-312/2024

22 апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии – <…> - заместителя руководителя начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов; членов Комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста — эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; в присутствии представителей Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл — <…>, <…>; при участии посредством видеоконференцсвязи представителей (на основании доверенностей):

от ООО «СОВЕТНИКЪ» - <…>;

от ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская клиническая больница» - <…>, <…>, <…>, <…>;

рассмотрев жалобу ООО «СОВЕТНИКЪ» от 15.04.2024 на положения извещения о проведении закупки на поставку изделия медицинского назначения: Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации (включая ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия) (извещение в ЕИС № 0108500000424001435 от 05.04.2024),

установила:

 

Заказчиком, уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку изделия медицинского назначения: Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации (включая ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, 15.04.2024 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «СОВЕТНИКЪ» на положения извещения указанного электронного аукциона.

Заявитель жалобы указывает, что характеристикам, установленным в техническом задании указаннойзакупки соответствует товар единственного производителя, что нарушает требования Закона о контрактной системе.

Заказчик, уполномоченный орган с доводом жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения, в которых указали на исключительную потребность в приобретении медицинского изделия с установленными характеристиками, просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Марийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия Марийского УФАС России обращает внимание, что одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, описание объекта закупки должно быть продиктовано потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

К аналогичной позиции пришел Верховный суд Российской Федерации в Определении № 308-ЭС21-18982 от 21.10.2021.

При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

На основании указанных норм, надлежащим формированием описания объекта закупки будет являться включение характеристик, которые имеются у как минимум 2-х производителей, при отсутствии доказательств исключительной необходимости закупки товара конкретного производителя.

Так, согласно извещению о проведении обжалуемой закупки предусмотрена поставка  изделия медицинского назначения: Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации (включая ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия) (код ОКПД 2 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки»).

Приложением № 1 к извещению о проведении закупки утверждено описание требуемого к поставке товара.

Заявителем жалобы указано, что в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам, ограничивающие конкуренцию, под совокупность которых подходит товар единственного производителя — E-Helper:

п/п

Наименование параметра

(показателя) товара,

устанавливаемое

Заказчиком

Ед. изм.

Требуемое значение,

установленное

Заказчиком

Обоснование характеристик

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

 

Код вида МИ в соответствии с

приказом Минздрава

России от 31.07.2020 № 788н

 

207630

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

6

Максимальная высота

преодолеваемой ступени

см

≥ 22

Максимальное удобство при движении

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

14

Режимы работы:

Не менее 8ч с цикличностью 45

минут работа/15 минут пауза

 

соответстви е

ГОСТ Р МЭК

60601-1-2022, п

7.2.11

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

19

Функции

Электростимуля ции с наличием

16 подключений в модификации с

16 К

 

предназначена для более

эффективного

восстановления

пациента за счет использования

функциональной

электростимуляц ии во время ходьбы

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

24

Функция инициализации старта шага за счет переноса

веса пациента, с

возможностью настройки параметров

 

предназначен для настройки

паттерна ходьбы под

физиологические возможности

конкретного пациента

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

27

Функция контроля спастики

пациента, с

возможностью регулирования порога срабатывания

 

При возникновении во время

тренировки спастики у пациента.

экзоскелет

остановится и прекратит

выполнение заданного действия.

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

28

Режим работы с базой статистики контроля

мышечной

активности пациентов

 

Позволяет анализировать работу

отдельных мышц при каждой

тренировке и

оценивать

процесс

реабилитации

пациента в динамике

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

31

Функция откидывания конечностей

экзоскелета в стороны для

тренировки навыка «пересаживание с поверхностей»

 

Необходимы для

тренировки навыка

«пересаживание с поверхностей»

Значение характеристики не может изменяться участником закупк

 

 

 

 

 

 

 

На заседании комиссии представителем Заявителя указано, что при отсутствии указанных спорных характеристик к поставке возможны товары иных производителей: Remotion, ExoAtlet.

В материалы дела Заказчиком представлена сравнительная таблица соответствия/несоответсвия товаров производства Remotion, ExoAtlet спорным характеристикам закупаемого товара с обоснованием включения спорных характеристик в описание объекта закупки.

Из указанной таблицы следует, что характеристикам под номерами 6, 24, 28 соответствует товар единственного производителя — E-Helper.

Представителями Заказчика при рассмотрении жалобы было указано, что товар с установленным перечнем характеристик необходим для эффективной реабилитации пациентов.

Товар, обладающий характеристиками под номерами 6, 24, 28 является более оснащенным, модернизированным.

Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства принципиальной важности наличия у товара спорных характеристик, не представлены заключения медицинских комиссий с рекомендациями использовать данный товар ввиду наличия у него исключительной функции, положительно влияющей на динамику реабилитации.

В рамках рассмотрения жалобы Комиссией Марийского УФАС России установлено, что на участие в закупке поданы заявки с предложением к поставке товара производителя E-Helper.

Начальная максимальная цена контракта обоснована на основании трех коммерческих предложений к поставке товара производителя E-Helper.

Заказчиком в материалы дела не представлены сведения о соответствии установленным в извещении о проведении обжалуемой закупки товаров не менее двух производителей.

На основании изложенного Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.

В действиях Заказчика установлены нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о признании жалобы обоснованной и необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

  1. Признать жалобу ООО «СОВЕТНИКЪ» обоснованной.
  2. Признать в действиях ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская клиническая больница» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская клиническая больница» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика, допустивших нарушение законодательства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны