Решение №АБ/1715/24 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

012/01/16-115/2024

 

11 апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть объявлена 11.04.2024.

Решение изготовлено в полном объеме 11.04.2024.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<…> – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

в присутствии ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее — УГХ г. Йошкар-Олы) — <…>:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя муниципального унитарного предприятия «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее — МУП «Город») — <…> (по доверенности);

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении между УГХ г. Йошкар-Олы и МУП «Город» запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, имеющего своей целью предоставить МУП «Город» преимущество на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле в 2022 году, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, руководствуясь статьями 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

Приказом Марийского УФАС России от 15.02.2024 № 16/24 в отношении УГХ г. Йошкар-Олы, МУП «Город» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении между УГХ г. Йошкар-Олы и МУП «Город» запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, имеющего своей целью предоставить МУП «Город» преимущество на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле в 2022 году, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Определением от 21.02.2024 о назначении дела № 012/01/16-115/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение настоящего дела назначено на 20.03.2024, запрошены необходимые документы и сведения.

Во исполнение указанного определения ответчиками в материалы дела представлены запрашиваемые документы и сведения.

20.03.2024 вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 012/01/16-115/2024 о нарушении антимонопольного законодательства, принятии заключения по делу, рассмотрение дела назначено на 09.04.2024.

09.04.2024 ответчикам направлено уведомлении о перерыве, рассмотрение дела назначено на 11.04.2024 в 14 ч. 00 мин.

Согласно части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения.

Настоящее дело рассмотрено в присутствии ликвидатора УГХ г. Йошкар-Олы — <…>, при участии посредством видеоконференцсвязи представителя МУП «Город» — <…> (по доверенности).

20.03.2024 Комиссией в соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела, в котором Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ответчиков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило обращение прокуратуры г. Йошкар-Олы по вопросу возможных нарушений антимонопольного законодательства в действиях УГХ г. Йошкар-Олы при заключении контрактов с единственным поставщиком на проведение работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле.

В рамках рассмотрения обращения установлено, что в мае 2022 года УГХ г. Йошкар-Олы для проведения работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заключено 43 контракта с МУП «Город».

Цена каждого контракта составила до 600 тысяч рублей.

Установлено, что для проведения работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле 29.04.2022 начальником ГБУ РМЭ ЦЦС утверждено положительное заключение № 316-ЦЦС о проверке сметной стоимости по объекту: нанесение дорожной отметки по адресу: г. Йошкар-Ола. Локальный ресурсный сметный отчет включал в себя 43 участка дорог, 12 улиц. Общая стоимость работ с НДС — 20,48 млн. руб. Стоимость отдельных участков не превышает 600 тыс. рублей.

Указанные контракты заключены с одной организацией - МУП «Город», предмет данных контрактов идентичный - нанесение дорожной разметки (отметки) по адресу: г. Йошкар-Ола, муниципальные контракты заключены в непродолжительный период времени (май 2022 года).

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В Законе о контрактной системе содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц - потенциальных участников закупок.

Из указанного следует, что искусственное «дробление» единой закупки, в целях избежания конкурентных процедур, на множество закупок (до шестисот тысяч рублей каждая) не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок.

Установлено, что рынок на выполнение работ по нанесению дорожной разметки является открытым и конкурентным, заказчиками проводятся конкурентные процедуры.

Так, Исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан проведена закупка на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в городе Лениногорск в 2023 г. (извещение в ЕИС № 0111300000422000100 от 14.12.2022).

На участие в закупке подано 5 заявок, снижение начальной (максимальной) цены составило 47,5%.

Кроме того, от хозяйствующих субъектов в адрес Марийского УФАС России поступили ответы, согласно которым организации могли бы принять участие в закупке по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле, в том числе в мае 2022 года, если бы такая закупка была проведена (ответ ООО «КИРОВСИГНАЛ» вх. № 482-ЭП/24 от 23.01.2024; ответ ООО «ЛинияСервис» вх. № 493-ЭП/24 от 23.01.2024; ответ ИП Н. вх. № 654-ЭП/24 от 29.01.2024).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, заключение муниципальным заказчиком контрактов с единственным поставщиком, на идентичный предмет и в небольшой промежуток времени является соглашением.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции указано, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В результате того, что заказчик не провел конкурентную процедуру на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле, а заключил в непродолжительный период (май 2022 года) 43 контракта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки с МУП «Город», МУП «Город» получило доступ к выполнению работ без проведения конкурентной процедуры, имело преимущество по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Следовательно, заключение указанных контрактов без проведения торгов свидетельствует о наличии признаков соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом.

При таких обстоятельствах Комиссия в соответствии с частями 1, 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приходит к выводу, что в действиях УГХ г. Йошкар-Олы, МУП «Город» имеется нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении между УГХ г. Йошкар-Олы и МУП «Город» запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, имеющего своей целью предоставить МУП «Город» преимущество на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле в 2022 году, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции следует, что лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседании Комиссии представитель МУП «Город» ранее изложенные пояснения поддержал, МУП «Город» создано в целях содержания в надлежащем санитарном и технологическом состоянии автомобильных дорог, тротуаров, иных мест общего пользования на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», эксплуатации, текущего и капитального ремонта автомобильных дорог, тротуаров, удовлетворении потребностей жителей города в услугах по санитарной очистке территории городского округа «Город Йошкар-Олы», получения прибыли.

Заключение контрактов с УГХ г. Йошкар-Олы на нанесении дорожной разметки в г. Йошкар-Оле соответствует целям деятельности предприятия.

Представитель УГХ г. Йошкар-Олы пояснил, что с вменяемым правонарушение не согласен, доказательств о наличии соглашения, предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции, не представлено.

Закон о контрактной системе не содержит понятия «искусственное дробление закупки», все контракты заключены в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе, непродолжительный период времени — субъективное понятие, носит оценочный характер.

Однако с указанным нельзя согласиться ввиду следующего.

В связи с несоблюдением УГХ г. Йошкар-Олы процедуры закупки нарушены права третьих лиц - потенциальных участников закупки, которые могли принять участие в конкурентных торгах, предложив свои условия о цене контракта, а также нарушены публичные интересы, поскольку в отсутствие конкурентной закупочной процедуры не были определены наилучшие условия исполнения контракта и не достигнуты цели, предусмотренные Законом о контрактной системе

Кроме того, отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному участнику - МУП «Город» и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать право на заключение контракта.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях УГХ г. Йошкар-Олы, МУП «Город» нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении между УГХ г. Йошкар-Олы и МУП «Город» запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, имеющего своей целью предоставить МУП «Город» преимущество на выполнение работ по нанесению дорожной разметки в г. Йошкар-Оле в 2022 году, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны