Решение б/н Решение и предписание по делу № 012/05/28-1050/2020 от 29 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/28-1050/2020

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«29» января 2021 года                                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «29» января 2021 года

Полный текст решения изготовлен: «29» января 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

рассмотрев дело № 012/05/28-1050/2020 по факту распространения на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл наружной рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги», в отсутствии лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России установлен факт распространения на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл по адресу: Ленинский проспект, ул. Петрова, д. 27Б наружной рекламы «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги», которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), следующего содержания:


Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Законом о рекламе полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  установлено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из анализа текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования выступают услуги по предоставлению займа, оказываемые ООО МКК «Срочноденьги».

Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Согласно Письму ФАС России от 05.04.2007 года исх. № АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно Письму ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

Рассматриваемая информация не обращена к конкретному потребителю, не адресована каким-либо определенным лицам, следовательно, является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации.

Таким образом, информация содержит следующие признаки рекламы: информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (предоставление займа), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (заеме)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламной информации указано, что займ новым клиентам предоставляется под ноль процентов, однако иные существенные условия предоставления займа, а именно: сумма, сроки, порядок предоставления и иное не указаны, что может ввести потребителей в заблуждение данными услугами.

Согласно сведениям, указанным в рекламной информации, услуги по предоставлению займа осуществляет ООО МКК «Срочноденьги».

В ответ на запрос Марийского УФАС России от 01.12.2020 № 03-13/421 ООО МКК «Срочноденьги» сообщило, что к существенным условиям договора относятся условия о сумме, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользованием кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы. Подробные сведения о существенных условиях получения займа содержатся в Уставе, Базовом стандарте, Общих условиях договора потребительского займа и Правилах предоставления займов.

В соответствии с указанными документам по порядку выдачи займов ООО МКК «Срочноденьги», а также документами, представленными на сайте общества в сети «Интернет»: https://srochnodengi.ru/docs/ размер суммы займа состваляет от 2000 руб.  до 100000 руб., а по займам на платежную карту «Срочнокарта» сумма займа от 2000 руб. до 30000 руб. Компания не ограничена в своем праве предоставить займ и на большую сумму в пределах, установленных действующим законодательством. На сумму займа начисляются проценты (процентная ставка устанавливается в договоре займа). Займы выдаются на срок от 1 до 180 календарных дней по выбору клиента. Процентная ставка по займу составляет 328,500% - 365,000% – для займов, выдаваемых наличными денежными средствами в офисах финансового обслуживания в городах присутствия и на банковский счет Заемщика/личную именную банковскую карту по реквизитам, указанным Заемщиком и выдаваемых на платежную карту «Срочнокарта». Однако указанная информация отсутствовала в рассматриваемой рекламе.

В ответ на определение о возбуждении дела № 012/05/28-1050/2020 от 30.12.2020 ООО МКК «Срочноденьги» сообщило, что факт нарушения законодательства о рекламе не признает в связи с тем, что общество не является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы.

Общество сообщило, что в настоящий момент в г. Йошкар-Оле расположено несколько офисов ООО МКК «Срочноденьги», находящихся по следующим адресам: бульвар Чавайна д. 16, ул. Первомайская д. 115, ул. Красноармейская д. 43, пгт. Медведево ул. Юбилейная, д.  10/1.

Общество также указало, что шрифт, в котором исполнена строчка «займы под 0%» в рассматриваемой рекламе обществом нигде не использовался, не соответствует формату ранее используемых и актуальных вариантов исполнения, что подтверждается примерами размещения на представленных фотографиях офисов ООО МКК «Срочноденьги» в г. Йошкар-Ола и ранее направленным ответом на запрос с представленным, актуальным и утвержденным вариантом исполнения рекламы.

При признании лица в качестве рекламодателя Марийское УФАС России исходило прежде всего из того, что ООО МКК «Срочноденьги» осуществляет деятельность, указанную в рекламе, в том числе оказывает услуги по предоставлению займов.

Информация об осуществлении данной деятельности ООО МКК «Срочноденьги» по адресу, указанному в листовке, имеется в открытых источниках в сети «Интернет» на сайтах: https://srochnodengi.ru, https://vk.com/srochnodengi, https://ok.ru/srochnodengi, https://www.instagram.com/srochnodengi/, https://www.youtube.com/channel/UCRajMjR-gDkELJW7FuDeE_g.

В рекламе также имеются средства индивидуализации юридического лица – наименование организации ООО МКК «Срочноденьги», адрес расположения одного из филиалов общества в г. Йошкар-Оле (Бульвар Чавайна д. 16), контактный номер телефона организации, который также указан на сайте общества (https://srochnodengi.ru), используется изображение рисунка девочки, идентичное изображению, используемому на сайтах: https://srochnodengi.ru, https://vk.com/srochnodengi, https://ok.ru/srochnodengi, https://www.instagram.com/srochnodengi/, https://www.youtube.com/channel/UCRajMjR-gDkELJW7FuDeE_g, а также на утвержденном варианте исполнения рекламы, представленным ООО МКК «Срочноденьги» в Марийское УФАС России.

Учитывая изложенное, Марийское УФАС России обоснованно пришло к выводу, что рассмотренная рекламная информация фактически изготавливалась и распространялась от имени и в интересах общества, в целях привлечения потенциальных клиентов к пользованию услугами ООО МКК «Срочноденьги».

В то же время ООО МКК «Срочноденьги» документов и материалов об изготовлении, размещении, распространении рассматриваемой рекламы в интересах общества иными лицами не представило и Марийским УФАС России не установлено.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит нарушения, предусмотренные частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о существенных условиях предоставления займа.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. 

Так как реклама размещена в целях привлечения внимания к услугам, оказываемым ООО МКК «Срочноденьги», следовательно, данное общество является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссией сведений о прекращении нарушения законодательства о рекламе не представлено.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Также, ООО МКК «Срочноденьги» заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества (вх. № 526 от 28.01.2021), указав, что представленные ранее доводы поддерживает в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать наружную рекламу «Всем новым клиентам займы под 0% Ждем вас в Срочно Деньги», распространяемую на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл по адресу: Ленинский проспект, ул. Петрова, д. 27Б, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО МКК «Срочноденьги» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны