Предупреждение б/н предупреждение о прекращении нарушения от 19 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Газпром межрегионгаз

Йошкар-Ола»

ул. Луначарского, д. 34, г. Йошкар-Ола, 

Республика Марий Эл, 424016

secretary12@mrg.mari-el.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 012/01/10-138/2021

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«19» февраля 2021 года г. Йошкар-Ола

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола»: https://mrg12.ru/upload/documents/dogovor_postavki_gaza.pdf установлено размещение типового договора о поставке природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, содержащего невыгодные условия, что свидетельствует о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно проведенному Марийским УФАС России анализу состояния конкуренции на рынке поставки природного газа населению на территории Республики Марий Эл в границах сетей от 10.12.2020 ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» занимает доминирующее положение с долей 100% соответственно.

В этой связи на ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Проанализировав типовую форму договора о поставке природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, размещенную на официальном сайте общества, Марийским УФАС России установлено, что поставщик в лице ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» навязывает абонентам невыгодные условия договора о поставке.

  1. Так, пунктом 3.2.5 договора на абонента неправомерно возложена обязанность уведомления в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах:

3.2.5.1 изменения в праве собственности (владении, пользовании) на объект газоснабжения, с представлением поставщику копий правоустанавливающих документов;

3.2.5.2 изменение статуса помещений абонента, включая случаи перевода помещения из жилого (нежилого) в нежилое (жилое), использования помещения в предпринимательских целях самостоятельно или с передачей в пользование третьих лиц, а также в случае передачи помещения в пользование некоммерческой организации, с предоставлением поставщику копий документов, подтверждающих изменение статуса помещений.

Согласно абз. «е» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правил № 549) абонент обязан уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах: изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан; изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений; изменение количества и вида сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве; изменение вида потребления газа.

На данный момент законодательство Российской Федерации, включая Правила № 549, не содержит положений, предусматривающих уведомление абонентов ресурсоснабжающей организации об указанных в пунктах 3.2.5.1, 3.2.5.2 договора о поставке природного газа фактах.

2. В соответствии с абзацем «д» пункта 16 Правил № 549 в договоре должны быть отражены договоренности сторон, касающиеся периодичности и порядка проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования (далее - проверка).

В тоже время, пункт 7.1 абзаца 7 («Порядок проведения проверок») представлен в договоре в следующей формулировке:

Поставщик газа проводит проверки в порядке, установленном Правилами № 549, результаты которых отражаются в актах.

Представленный пункт и абзац 7 договора о поставке не содержат положений, регламентирующих порядок и периодичность проведения проверок, что нарушает требования, установленные Правилами № 549.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола», выразившиеся в указании в типовой форме договора о поставке природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан условий, обязывающих уведомлять ресурсоснабжающую организацию об изменении в праве собственности (владении, пользовании) на объект газоснабжения, с представлением поставщику копий правоустанавливающих документов, об изменении статуса помещений абонента, включая случаи перевода помещения из жилого (нежилого) в нежилое (жилое), использования помещения в предпринимательских целях самостоятельно или с передачей в пользование третьих лиц, а также в случае передачи помещения в пользование некоммерческой организации, с предоставлением поставщику копий документов, подтверждающих изменение статуса помещений, а также отсутствие информации о порядке и периодичности проведения проверок технического состояния и показаний прибора учета газа содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» о необходимости в десятидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем приведения положений пунктов 3.2.5.1, 3.2.5.2 абзаца 3, абзаца 7 типового договора о поставке природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, размещенного на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола» по адресу: https://mrg12.ru/upload/documents/dogovor_postavki_gaza.pdf в соответствие с требованиями, установленными Правилами № 549.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель

Связанные организации

Связанные организации не указаны