Решение №АБ/5867/23 решение по делу РНП ООО Гараж от 13 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу РНП № 012/06/104-996/2023

09 ноября 2023 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

- от заказчика <...> (на основании доверенности);

- от ООО «Гараж» <...> (на основании доверенности),

рассмотрев заявление заказчика от 01.11.2023 о включении ООО «Гараж» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта № 307 от 07.08.2023 на поставку запасных частей для текущего ремонта автомобильной техники (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru № 0308100006623000037 от 26.06.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчик — Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Гараж» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения заключенного контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Комиссия Марийского УФАС России в результате проверки указанных сведений установила следующее.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл проводился электронный аукцион на поставку запасных частей для текущего ремонта автомобильной техники.

По результатам вышеуказанного электронного аукциона 07.08.2023 между заказчиком и ООО «Гараж» заключен контракт № 307 на поставку запасных частей для текущего ремонта автомобильной техники . Цена контракта 884 465,03 рублей (реестровый номер контракта в ЕИС 1121509883023000073) (далее — контракт ).

Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется передать в собственность Заказчику запасные части, материалы для текущего ремонта техники ЗИЛ, ПАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ (далее – товар) в ассортименте, согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к контракту) и согласно Номенклатуре запасных частей (Приложение № 2 к контракту), а Заказчик обязуется оплатить товар в установленном настоящим контрактом порядке.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что товар поставляется партиями в сроки, указанные в заявках Заказчика, но не более 3 (трех) рабочих дней с момента подачи заявки. Заявка направляется Заказчиком по телефону или электронной почте. Заявка должна содержать наименование, количество товара, требуемые дату и время его поставки. Поставка товара осуществляется Поставщиком партиями по заявке заказчика с момента заключения контракта по 30.11.2023 включительно (либо до выборки товара на цену контракта).

Установлено, что в рамках исполнения контракта заказчиком в адрес поставщика направлялись следующие заявки на поставку товара:

- № 1 от 07.08.2023 (всего 34 наименования), по данной заявке товар поставлен 07.09.2023 в полном объеме на сумму 318 918, 42 рублей;

- № 2 от 18.09.2023 (всего 57 наименований), по данной заявке товар поставлен частично на сумму 249 890, 95 рублей;

- № 3 от 02.10.2023 (всего 20 наименований), по данной заявке товар поставлен частично 114 496, 34 рублей.

Всего ООО «Гараж» был поставлен товар на сумму 683 305, 71 рублей.

По результатам приемки товара, поставленного по заявкам № 1 и № 2, в связи с поставкой товара не в полном объеме заказчиком принимались заключения № 2 от 04.10.2023 и № 3 от 12.10.2023, в которых указывался факт недопоставки товара.

В соответствии с пунктом 3.10 контракта поставщик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

Так, установлено, что в соответствии с указанным пунктом ООО «Гараж» в адрес заказчика направлялись письма от 16.08.2023, от 28.09.2023, от 11.10.2023, в которых указывалось о сложностях поставки некоторых запасных частей, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 11.2 контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Гараж» своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком 19.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС 20.10.2023, соответственно получено поставщиком 20.10.2023, вступило в силу 31.10.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу подпункта «а» пункта 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно пункт 15 указанных Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

ООО «Гараж» представлены письменные пояснения, согласно которым общество произвело поставку большей части товара (порядка 78 %), поставка товара в полном объеме оказалось невозможной ввиду отсутствия товара на складах поставщиков.

В подтверждение указанным обстоятельства ООО «Гараж» представлены письма от ООО «Регион» от 19.09.2023, 02.10.2023, 19.10.2023, 24.10.2023, 27.10.2023, от ИП С. от 18.09.2023, 02.10.2023, 19.10.2023, 24.10.2023, 27.10.2023, 30.10.2023, ООО «Автоград» от 18.09.2023, 19.10.2023, 24.10.2023, 27.10.2023, 30.10.2023.

Между тем, ни Закон о контрактной системе, ни Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике ( подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе, антимонопольный орган при принятии решения о включении либо невключении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для включения ООО «Гараж» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применительно к особенностям фактических обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела, так как, ООО «Гараж» принимались меры к надлежащему исполнению условий контракта, поставка товара осуществлена общество на 78 % от общего объема контракта, однако Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

При рассмотрении настоящего обращения представитель заказчика пояснил, что в связи с недопоставкой запасных частей у заказчика имелись трудности с ремонтом автомашин «Зил» и «Урал», данные автомашины являются специальной пожарной техникой, в связи с чем, автомашины не могли быть использованы по назначению.

Из изложенного следует, что заказчик не мог осуществлять свою деятельность в полном объеме, в связи с этим, в действиях ООО «Гараж» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Сведения в отношении ООО «Гараж» (ИНН 7604361588) по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл от 01.11.2023 в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении ООО «Гараж» к административной ответственности по части 7 статьи 7.32 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Гараж"
ИНН 7604361588, ОГРН 1197627025980
Главное управление МЧС России по РМЭ (основной)
ИНН 1215098830, ОГРН 1041200433130