Решение №ОЕ/743/23 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/7-950/2022 о нарушении законодатель... от 16 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 012/05/7-950/2022 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

«16» февраля 2023 года                                                    г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «15» февраля 2023 года

Полный текст решения изготовлен: «16» февраля 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>, 

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <…>

рассмотрев дело № 012/05/7-950/2022, возбужденное по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в отношении ИП Э., по факту распространения рекламы по адресу г.Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д.113 (ТЦ «Дом Торговли») «Vape Shop. Все для вейпинга» с изображением электронных сигарет, процесса курения, а также рекламы на транспортном средстве (гос. номер Н864АР12) в присутствии ИП Э.,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике

Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступили обращения <…> (вх. № 9140-ЭП/22 от 30.11.2022, вх. №433-ЭП/23 от 23.01.2023) по факту распространения по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д.113, а также на транспортном средстве (гос. номер Н864АР12) рекламы курительных принадлежностей следующего содержания:

 

 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Размещенная текстовая информация: «Vape Shop. Все для вейпинга», а также схематичное изображение электронных сигарет, процесс курения привлекает интерес потребителей к деятельности торговой точки по продаже табака, электронных испарителей и курительных принадлежностей, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания всех посетителей данной торговой точки, и поддержание интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.

В силу пунктов а, в, г части 1 статьи 16 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.

Электронные испарители, электронные сигареты, вейпы, кальяны (в том числе жидкости для них) используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, испарители в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях. Таким образом, вейпы, электронные испарители могут быть отнесены к категории товаров, подобных курительным принадлежностям.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу кальянов, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность в торговой точке по адресу: г.Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д.113 (ТЦ «Дом Торговли») осуществляет ИП Э., являющийся как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

В письменных пояснениях от 20.01.2023 вх. №397/23, от 13.02.2023 вх. №1012/22 ИП Э. сообщил о демонтаже рекламы «Vape Shop. Все для вейпинга», с изображением электронных сигарет, процесса курения по адресу: г.Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д.113 (ТЦ «Дом Торговли»), а также рекламы на транспортном средстве (гос. номер Н864АР12).

В связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы, Комиссия не находит оснований для выдачи ИП Э. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, расположенную по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д.113 (ТЦ «Дом Торговли») «Vape Shop. Все для вейпинга» с изображением электронных сигарет, процесса курения, а также рекламу на транспортном средстве (гос. номер Н864АР12), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:                                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны