Решение б/н факт нарушения Комитетом по управлению муниципальным имущест... от 4 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 012/01/16-1009/2021

  г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 21 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 04 апреля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл рассмотрению дела № 012/01/16-1009/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Председатель Комиссии,

<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,

возбужденного по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - КУМИ), <…>, ИП Г., ИП Щ., ООО «Глобус Плюс», ООО «Трэнд», <…>, ООО «Кафе-Столица» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, имеющим своей целью предоставление ООО «Кафе-Столица» муниципального имущества без проведение конкурсных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, руководствуясь статьями 39, 40, 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя КУМИ <…>, представителя ООО «Кафе Столица» <…>, 

в отсутствие иных лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела,

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Марийского УФАС России от 11 ноября 2021 года № 160 в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», <…>, ИП Г., ИП Щ., ООО «Глобус Плюс», ООО «Трэнд», <…>, ООО «Кафе-Столица» возбуждено дело № 012/01/16-1009/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 17.11.2021 о назначении дела № 012/01/16-1009/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение настоящего дела назначено на 31.03.2021, запрошены необходимые документы и сведения.

Во исполнение указанного определения, ответчиком и заинтересованным лицом в материалы дела представлены запрашиваемые документы и сведения.

Определением об отложении рассмотрения дела от 06.12.2021, рассмотрение дела отложено на 28.12.2021.

Определением об отложении рассмотрения дела от 28.12.2021, рассмотрение дела отложено на 26.01.2022.

26.01.2022 объявлен перерыв в заседании Комиссии по рассмотрению дела № 012/01/16-1009/2021, рассмотрения дела назначено на 31.01.2022.

Определением об отложении рассмотрения дела от 31.01.2022, рассмотрение дела отложено на 10.02.2022.

В рамках рассмотрения дела Комиссией установлены следующие обстоятельства.

По результатам рассмотрения дела № 012/01/17.1-209/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, КУМИ обязательное для исполнения предписание от 26.05.2021 об устранении нарушений законодательства, выразившихся в передаче ООО «Кафе-Столица» прав на имущество по договорам от 09.01.2020 № 5697 и от 09.01.2020 № 5697 без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно выданному предписанию, КУМИ в течение 30 дней со дня получения предписания надлежало прекратить нарушение пункта 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно обеспечить возврат муниципального имущества: нежилое помещение общей площадью 69 кв.м., этаж: цокольный, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.27, пом.12, 63, 64, 65, 67, 68нежилое помещение общей площадью 704,9 кв.м., этаж: цокольный, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.27, пом.14, 16-25, 32, 34, 35, 37-56, 58, 58а, 59-61, 69-73 в городской округ «Город Йошкар-Ола».

Так, КУМИ были представлены соглашения о расторжении договоров от 21.04.2021, согласно которым договора от 09.01.2020 № 5697, № 5697 прекратили своё действие.

Также в рамках рассмотрения дела № 012/01/17.1-209/2021 установлено, что 20.04.2021 КУМИ с ООО «Кафе Столица» на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключены договоры аренды муниципального имущества № 5835 (нежилое помещение общей площадью 69 кв.м., этаж: цокольный, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.27, пом.12, 63, 64, 65, 67, 68, для использования в целях размещения складских помещений для организации общественного питания), № 5836  (нежилое помещение общей площадью 704,9 кв.м., этаж: цокольный, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.27, пом.14, 16-25, 32, 34, 35, 37-56, 58, 58а, 59-61, 69-73, для использования в целях организации общественного питания). Срок действия договоров – до 19.05.2021.

Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что <…> 19.05.2021 в адрес КУМИ было направлено заявление с просьбой заключить договоры аренды вышеуказанного имущества в целях организации общественного питания сроком на 30 календарных дней.  

Аналогичные заявления поступили в адрес КУМИ от ИП Щ. (заявление от 17.06.2021), ИП Г. (заявление от 13.07.2021), ООО «Глобус Плюс» (заявление от 13.08.2021), ООО «Трэнд» (заявление от 09.09.2021), <…> (от 08.10.2021).

Стоит отметить, что в заявлении ИП Ш. от 17.06.2021, ООО «Глобус Плюс» от 13.08.2021, <…> от 08.10.2021 было указано, что целью получения муниципального имущества является его последующая передача в субаренду.

Комиссией установлено, что на основании поступивших заявлений от Погорельского А.Н., ИП Г., ИП Щ., ООО «Глобус Плюс», ООО «Трэнд», <…> КУМИ были заключены договоры аренды муниципального имущества.

Из указанных договоров следует, что основанием их заключения являлся также пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Также, установлено, что в день заключения договоров аренды муниципального имущества, указанными выше лицами были заключены договоры субаренды с ООО «Кафе-Столица» на 30 календарных дней, предметом которых являлось арендуемое лицами муниципальное имущество.

На заседании Комиссии Погорельским А.Н., ИП Г., ИП Щ., <…> были представлены устные пояснения, согласно которым, заключение договоров об аренде указанного имущества осуществлялось именно с целью передачи данного имущества в субаренду ООО «Кафе Столица», также целью являлось получение прибыли от передачи арендуемого имущества в субаренду.

Так, между КУМИ и <…>, ИП Г., ИП Щ., ООО «Глобус Плюс», ООО «Трэнд», <…>, ООО «Кафе Столица» заключены следующие договоры (информация представлена ниже в табличной форме).

 

№ п/п

Арендодатель

 

Арендатор

Срок действия договоров

Цена договоров

(руб)

 

Новый арендатор

Срок действия договоров

субаренды

Цена договоров

субаренды

(руб)

1

КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола

ООО «Кафе Столица»

20.04.2021-19.05.2021

2907,73

 

 

 

ООО «Кафе Столица»

20.04.2021-19.05.2021

29567,89

 

 

 

2

КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола

<…>

20.05.2021-17.06.2021

2773,30

ООО «Кафе Столица»

20.05.2021-17.06.2021

2311,08

<…>

20.05.2021-17.06.2021

28200,78

ООО «Кафе Столица»

20.05.2021-17.06.2021

23500,65

3

КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола

ИП Щ.

18.06.2021-16.07.2021

2760,78

ООО «Кафе Столица»

18.06.2021-16.07.2021

3036,86

ИП Щ.

18.06.2021-16.07.2021

28073,60

ООО «Кафе Столица»

18.06.2021-16.07.2021

30880,96

4

КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола

ИП Г.

16.07.2021-12.08.2021

2626,34

ООО «Кафе Столица»

16.07.2021-12.08.2021

2888,97

ИП Г.

16.07.2021-12.08.2021

26706,48

ООО «Кафе Столица»

16.07.2021-12.08.2021

29377,13

5

КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола

ООО «Глобус Плюс»

13.08.2021-09.09.2021

2654,47

ООО «Кафе Столица»

13.08.2021-09.09.2021

2919,92

ООО «Глобус Плюс»

13.08.2021-09.09.2021

26992,62

ООО «Кафе Столица»

13.08.2021-09.09.2021

29691,88

6

КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола

ООО «Трэнд»

10.09.2021-07.10.2021

2692

ООО «Кафе Столица»

10.09.2021-07.10.2021

2961,20

ООО «Трэнд»

10.09.2021-07.10.2021

27374,15

ООО «Кафе Столица»

10.09.2021-07.10.2021

30111,56

7

КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола

<…>

08.10.2021-06.11.2021

2832,7

ООО «Кафе Столица»

08.10.2021-06.11.2021

3115,97

<…>

08.10.2021-06.11.2021

28804,85

ООО «Кафе Столица»

08.10.2021-06.11.2021

31685,33

 

Таким образом, из представленных в Марийское УФАС России документов следует, что <…>, ИП Г., ИП Щ., ООО «Глобус Плюс», ООО «Трэнд», <…> заключили договоры аренды данного муниципального имущества с КУМИ не для собственного пользования, а для последующей сдачи данного имущества в субаренду ООО «Кафе-Столица», при этом данные сведения были известны КУМИ, так как в заявлении указанных лиц содержалась информация о намерении сдать арендуемое муниципальное имущество в субаренду.

Комиссия отмечает, что из положений 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции следует, что возможность передачи муниципального имущества в соответствии с пунктом обусловлена, в том числе временем необходимым для организации конкурсных процедур на право заключение договора аренды.

Учитывая вышеизложенное, по своей сути данные сделки имели единую цель – передача муниципального имущества ООО «Кафе Столица» без проведения конкурентных процедур на срок более чем 30 календарных дней в течении шести последовательных календарных месяцев.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, передача органом местного самоуправления муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов свидетельствует о наличии признаков соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, между органом местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.

Из положения о КУМИ, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 20.04.2006 № 243-IV (в ред. от 26.06.2020), КУМИ является структурным подразделением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», следовательно, КУМИ является органом местного самоуправления.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующему субъекту и заключение договоров направленных на удовлетворение муниципальных нужд без проведения обязательных торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы иных хозяйствующих субъектов.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Нормативное закрепление обязательности проведения процедуры торгов в отношении государственного или муниципального имущества обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности передачи прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Исходя из изложенных обстоятельств <…>, ИП Г., ИП Щ., ООО «Глобус Плюс», ООО «Трэнд», <…> являются хозяйствующими субъектами в понимании Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, Комиссия, в соответствии с частями 1, 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, вынесла заключение об обстоятельствах дела, в котором в действиях ответчиков установлено нарушение требований антимонопольного законодательства.

Из части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции следует, что лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседании Комиссии представители ответчиков письменных и устных возражений относительно нарушения требований антимонопольного законодательства, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, не заявляли.

Вместе с тем, КУМИ представлены соглашения о внесении платы за фактическое пользование недвижимым имуществом, заключенные между ООО «Кафе Столица» и КУМИ в период с 31.12.2021 по 10.03.2022, что, в свою очередь, подтверждает незаконное, в нарушение требований антимонопольного законодательства использование ООО «Кафе Столица» муниципального имущества.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает необходимым выдать ответчику - КУМИ обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Погорельского А.Н., ИП Г., ИП Щ., ООО «Глобус Плюс», ООО «Трэнд», <…>, ООО «Кафе-Столица» нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, имеющим своей целью предоставление ООО «Кафе-Столица» муниципального имущества без проведение конкурсных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Комиссии                                                            

        

 

Члены Комиссии                                                                                              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны