Решение №АБ/507/23 Решение по жалобе от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-77/2023

 

01 февраля 2023 года                                                                                                          г. Йошкар-Ола

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии <...> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

- заказчика – ГБУ РМЭ «Республиканская клиническая больница» <...> (по доверенности от 15.03.2022),

- заявителя - ООО «НикоМед» <...> (по доверенности от 13.01.2023),

рассмотрев жалобу ООО «НикоМед» от 27.01.2023 на положения извещения электронного аукциона «Поставка аппарата рентгеновского передвижного для нужд Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Республиканская клиническая больница» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308200003123000004 от 20.01.2023),


 

УСТАНОВИЛА:


 

Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку аппарата рентгеновского передвижного для нужд Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Республиканская клиническая больница».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО «НикоМед» на положения извещения об осуществлении закупки.

Согласно доводу жалобы, в описании объекта закупки электронного аукциона необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В извещении и описании объекта закупки не установлена ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.

Кроме того, по совокупности требований к показателям объекта закупки, установленные Заказчиком в техническом задании извещения, допускают поставку оборудования единственного производителя, следовательно, Заказчиком ограничено количество возможных участников.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 20.01.2023 (извещение № 0308200003123000004).

Дата и время окончания подачи заявок: 31.01.2023 10:00.

Дата подведения итогов определения поставщика: 01.02.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 17 033 333,34 рубля.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.

Установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении электронного аукциона «Описание объекта закупки».

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил использования КТРУ установлено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).

Комиссией установлено, что в КТРУ имеются позиции 26.60.11.113-00000114, 26.60.11.113-00000115, 26.60.11.113-00000116 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая».

В технической части Извещения о проведении закупки в числе всего прочего установлены следующие параметры, не включенные в соответствующие позиции КТРУ:

 

Аппарат рентгеновский передвижной

Наименование параметра

Требуемое значение параметра или наличие функции

Ед. Изм.

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений

4.8.

- размер рабочего поля

не менее 35х43

см

ГОСТ Р 57084-2016 п 7.1 Соответствует стандартному формату рентгеновского снимка

4.6.

- размеры детектора ДхШхВ

не более 39 x 46 x 2

см

ГОСТ Р 57084-2016 п 7.1 Для использования в стандартных кассетоприемных устройствах
 

6.1.

- выходная мощность РПУ

не менее 4

кВт

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.2 Позволяет выполнять короткие экспозиции с целью минимизации размывания изображения из-за динамической нерезкости

6.3.

- минимальный охват диапазона изменения анодного напряжения

не менее От 40 до 125

кВ

ГОСТ Р 57088-2016п. 6.2 Проведение исследований как мягких, так плотных тканей.

6.7.

- минимальный охват диапазона изменения количества электричества

не менее От 0,1 до 250

мА*с

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.2 Полный спектр режимов работы и обследование тучных пациентов

6.3.

- минимальный охват диапазона изменения анодного тока

не менее От 5 до 100

мА

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.2 Полный спектр режимов работы и уменьшение динамической нерезкости

5.3.

- диаметр минимального фокусного пятна

не более 0,5

мм

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.1 Минимизирует размывание изображения из-за геометрической нерезкости1
 

5.4.

- диаметр максимального фокусного пятна

не менее 1,8

мм

ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.1 Обеспечивает достижение интенсивности диагностического пучка достаточной для получения качественного изображения

1.11.

- габаритная ширина в рабочем состоянии

не более 55

см

Для облегчения позиционирования аппарата в межкроватных промежутках, преодоление узких проемов

 

Кроме того, указание только характеристик «максимальное анодное напряжение», «максимальный анодный ток» и других, приведённых к КТРУ, недостаточно для описания потребности заказчика. В КТРУ не указаны:

  • характеристики штатива (фокусное расстояние, углы поворота, масса);

  • отсутствует указание даже на наличие автоматизированного рабочего места (далее АРМ) рентгенлаборанта;

  • отсутствует описание приемника рентгеновского изображения, кроме очень приблизительно размера. При этом заказчиком к поставке необходим только полноформатный цифровой приемник рентгеновского изображения, кассета которого имеет стандартный размер.

Для проведения полноценного исследования указаны такие параметры как:

 

- вынос излучателя (точки фокуса) по горизонтали относительно вертикальной стойки

Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.4 и для размещение излучателя над каталкой

габариты аппарата в транспортном состоянии (В хШхГ)

Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.4 и для легкость перемещения, в том числе в пассажирских лифтах

минимальный охват диапазона изменения количества электричества

Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57088-2016 п. 6.2 и для получения снимков тучных пациентов

- шаг пикселя

Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57084-2016 п 7.1 и для повышения качества изображения

- размер матрицы детектора

Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57084-2016 п 7.1 и для повышения качества изображения и для полного заполнения рабочего поля детектора пикселями требуемого размера

 

Согласно пункту 5 Правил использования каталога товаров, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссией установлено, что такое обоснование приведено заказчиком по каждой характеристике, не включенной в позицию КТРУ 26.60.11.113-00000114, 26.60.11.113- 00000115, 26.60.11.113-00000116 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая».

Между тем, установлено, что закупаемый товар с кодом ОКПД2 26.60.11.113 входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878.

Исходя из положений пункта 5 Правил заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.

Однако, согласно пункту 7 Постановления № 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В рамках рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что имеющиеся в позиции КТРУ технические характеристики не удовлетворяют потребностям заказчика и не позволяют эффективно осуществить закупку того оборудования, которое необходимо заказчику учитывая специфику его деятельности.

Следовательно, в настоящее время в КТРУ не имеется позиции, удовлетворяющей потребностям заказчика.

Следует обратить внимание на то, что в КТРУ может не содержаться радиоэлектронная продукция, необходимая заказчику. В связи с этим необходимо учитывать требования пункта 7 Правил использования каталога товаров, согласно которому в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (письмо Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090, письмо Минфина России от 11.01.2019 № 02-06-10/556, письмо Минфина России от 12.02.2020 № 24-06-05/9326).

Таким образом, если при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в КТРУ не имеется необходимой заказчику позиции такой продукции, он вправе независимо от запрета, установленного пунктом 5 Правил использования КТРУ, при описании объекта закупки в качестве ее кода указать соответствующий код ОКПД2 и осуществить описание продукции в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Под характеристики, содержащиеся в описании позиций каталога 26.60.11.113- 00000114, 26.60.11.113-00000115, 26.60.11.113-00000116 подходит большое количество оборудования, не обладающего имеющими значение для заказчика функциями и значительно отличающимися по стоимости.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

Комиссия отмечает, что заказчику необходим именно тот товар, характеристики которого в полной мере удовлетворяют потребностям заказчика. Товары разных производителей отличаются (могут отличаться) набором характеристик которые и определяют специфику и возможности применения для каждого потребителя, при этом качество товара не определяет его функциональные возможности. Если описанное в жалобе оборудование не имеет функций, требуемых Заказчику, то и нет оснований считать такое оборудование аналогом, этим и обусловлена значимость приобретаемого оборудования.

Таким образом, в рамках рассмотрения дела, при изучении представленных Заказчиком пояснений и материалов, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что установление таких характеристик закупаемого оборудования обусловлено потребностью и спецификой деятельности заказчика, описание закупаемого товара произведено заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, позиция заявителя признается Комиссией необоснованной. Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «НикоМед» необоснованной.

  2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-605

 

 

Связанные организации

ООО «НикоМед»
ИНН 2130222819, ОГРН 1202100009781
ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница"
ИНН 1215037605, ОГРН 1021200774825