Решение №АБ/2783/23 решение по жалобе ИП Б. - МКУ "Дир.мун.заказа" от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу № 012/06/106-459/2023

 

26 мая 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

членов Комиссии:

<...>. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии представителя заказчика – МКУ «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» - <...>.;

в отсутствие ИП Б., надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени заседания;

рассмотрев жалобу ИП Б. от 22.05.2023 на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство участка улицы Водопроводная (на участке от Сернурского тракта до ул. Красноармейская Слобода) и участка улицы Петрова (от ул. Водопроводная до дома №29 по ул. Петрова) в г. Йошкар-Ола» (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru № 0308300022923000082 от 02.05.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство участка улицы Водопроводная (на участке от Сернурского тракта до ул. Красноармейская Слобода) и участка улицы Петрова (от ул. Водопроводная до дома №29 по ул. Петрова) в г. Йошкар-Ола».

В соответствии с часть 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Так, в Марийское УФАС России 22.05.2023 поступила жалоба ИП Б. на положение извещения о проведении открытого конкурсах в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство участка улицы Водопроводная (на участке от Сернурского тракта до ул. Красноармейская Слобода) и участка улицы Петрова (от ул. Водопроводная до дома №29 по ул. Петрова) в г. Йошкар-Ола».

Заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, без нарушений и применений штрафных санкций.

Также заказчик не установил требование о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, членом которой должен являться участник закупки.

Заказчик с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Заказчиком 02.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение 0308300022923000082 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство участка улицы Водопроводная (на участке от Сернурского тракта до ул. Красноармейская Слобода) и участка улицы Петрова (от ул. Водопроводная до дома №29 по ул. Петрова) в г. Йошкар-Ола».

Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.05.2023 10:00 (МСК).

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 24.05.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 25.05.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта: 7 323 500,00 рублей.

Требования к содержанию извещения об осуществлении электронного конкурса содержатся в статье 42 Закона о контрактной системе.

Из пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой Правительством Российской Федерации утверждено положение от 31.12.2021 № 2604 (ред. от 31.10.2022) «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Положение).

Положение определяет порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению № 1 (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Установлено, что приложением № 4 к извещению о проведении закупки является «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Так, в «Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» по критерию «Квалификация участников закупки», детализирующий показатель: «Общее количество исполненных участником закупки договоров» заказчиком установлено в том числе следующее:

К оценке принимаются исключительно исполненные договора (договор), предусматривающие выполнение работ по проведению проектных и изыскательских работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог.

«Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:

- исполненные контракты (договора) с приложениями, изменениями (дополнительными соглашениями) (копии должны быть с четкими печатями и подписями), без нарушений и применений штрафных санкций, в которых участник значится в качестве разработчика проектной документации, ответственного за получение положительного заключения государственной экспертизы».

Также установлено, что в «Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» по критерию «Квалификация участников закупки», детализирующий показатель: «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» заказчиком установлено в том числе следующее:

К оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ по проведению проектных и изыскательских работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог.

«Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:

- исполненный контракт (договор) с приложениями, изменениями (дополнительными соглашениями) (копии должны быть с четкими печатями и подписями), без нарушений и применений штрафных санкций, в которых участник значится в качестве разработчика проектной документации, ответственного за получение положительного заключения государственной экспертизы».

Однако, согласно подпункту «в» пункта 28 Положение в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения, может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Таким образом, установление заказчиком требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, без нарушения и применения штрафных санкций, в которых участник значится в качестве разработчика проектной документации, ответственного за получение положительного заключения государственной экспертизы, не соответствует требованиям Положения.

В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Относительно второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Частью 1 статьи 58 Градостроительного кодекса РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Установлено, что объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Строительство участка улицы Водопроводная (на участке от Сернурского тракта до ул. Красноармейская Слобода) и участка улицы Петрова (от ул. Водопроводная до дома №29 по ул. Петрова) в г. Йошкар-Ола».

Следовательно, заказчик обязан был установить в извещении о проведении закупки требование о наличии членства участников закупки в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, поскольку объектом закупки является разработка проектной документации.

На основании вышеизложенного, Комиссия устанавливает в действиях заказчика нарушение требований пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Ответственность за допущенные нарушения при проведении закупки предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводам об обоснованности жалобы, однако у Комиссии отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в связи со следующим.

Так, на Комиссией установлено, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке подано две заявки — ООО «СИМВОЛ ПРО», ООО «ДОРИНЖИНИРИНГ».

При рассмотрении заявок комиссия заказчика по осуществлению закупок учла в том числе договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Также установлено, что оба участника закупки имеют членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а именно:

- ООО «ДОРИНЖИНИРИНГ» является членом саморегулируемой организации - Ассоциация проектных компаний «Межрегиональная ассоциация проектировщиков», регистрационный номер СРО: П-027-007743912296-0589; Ассоциация «Национальное объединение организаций по инженерным изысканиям, геологии и геотехнике» регистрационный номер И-012-007743912296-0497.

- ООО «СИМВОЛ ПРО» является членом саморегулируемой организации - Ассоциация Саморегулируемая организация «Межрегионизыскания», регистрационный номер СРО: И-035-001660292305-0491; Ассоциация Саморегулируемая организация «Межрегионпроект», регистрационный номер СРО: П-161-001660292305-0952.

Таким образом, нарушения, допущенные заказчиком, не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как при рассмотрении заявок комиссия заказчика по осуществлению закупок принимала к оценке в том числе исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), кроме того, оба участника закупки являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Б. обоснованной.

2. Признать в действиях МКУ «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушения пункта 4 части 2 статьи 42, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

   

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

Связанные организации

МКУ «Дирекция муниципального заказа» ГО «Город Йошкар-Ола»
ИНН 1215128193, ОГРН 1081215000668