Решение №АБ/2020/23 решение по жалобе ООО "УТП Групп" к ГБУ РМЭ "РКБ" от 24 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере закупок по делу 012/06/106-325/2023

 

19 апреля 2023 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии –– <...> заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

члены Комиссии

<...>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...> – специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:

заказчика – государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканская клиническая больница» (далее – ГБУ РМЭ «РКБ», заказчик): <...> на основании доверенности,

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «УТП Групп» (далее – ООО «УТП Групп, заявитель): <...> на основании доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «УТП Групп» на положения извещения об осуществлении закупки № 0308200003123000074 на поставку аппарата искусственной вентиляции легких для нужд ГБУ РМЭ «РКБ»,

 

установила:

 

ГБУ РМЭ «РКБ» проводится электронный аукцион поставку аппарата искусственной вентиляции легких для нужд государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканская клиническая больница»» (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru номер 0308200003123000074).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО «УТП Групп» на положения извещения об осуществлении закупки № 0308200003123000074 на поставку аппарата искусственной вентиляции легких для нужд ГБУ РМЭ «РКБ».

Заявитель полагает, что описание объекта закупки подходит только под товар одного производителя, а также некоторые характеристики товара, установленные в техническом задании Заказчика являются избыточными и необоснованными, в связи с этим ООО «УТП Групп» не имеется возможности подать заявку на участие в указанном электронном аукционе.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Марийского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. По мнению заявителя, описание объекта закупки подходит только под товар одного производителя, а именно: аппарат искусственной вентиляции легких NPB – 840 Medtronic, производства США.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям Заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Законом о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию (извещение) о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но не ограничивая число участников закупки.

Так, статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что требования к закупаемому товару сформированы Заказчиком и изложены в электронном документе «Описание объекта закупки», размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.

Заказчиком закупается аппарат искусственной вентиляции легких многофункциональный в количестве 3 штук.

Из пояснений Заказчика следует, что описание объекта закупки подходит под 3 аппарата ИВЛ (V500 Drager, S1 Hamilton, SV800 Mindray).

Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы совместно с представителями Заказчика и Заявителя сравнила характеристики закупаемого товара, установленные в описании объекта закупки с характеристиками аппаратов ИВЛ V500 Drager, S1 Hamilton, SV800 Mindray, указанные в их инструкциях и установила, что указанные аппараты не подходят под описание объекта закупки Заказчика.

В частности, характеристики аппарата ИВЛ - V500 Drager, производства Германия:

 

Наименование параметра

Значение параметра

Значение параметра в аппарате Evita Infinity V500

Минимальное значение диапазона допустимого давления подводимого кислорода высокого дав-ления, бар

Не более 2,5

Давление O2

от 2,7 до 6,0 бар (стр. 263)

Максимальное значение диапазона допустимого давления подводимого кислорода высокого давления, бар

Не менее 6,9

Давление O2

от 2,7 до 6,0 бар (стр. 263)

Максимальное значение диапазона регулирования чувствительности триггера по потоку, л/мин.

Не менее 20

Чувствительность пускового устройства, Пот.триггер

от 0,2 до 15 л/мин (стр. 247)

Минимальное значение диапазона регулирования чувствительности триггера по давлению, см. вод. ст.

Не более 0,1

Отсутствует триггер по давлению

Максимальное значение диапазона регулирования чувствительности триггера по давлению, см. вод. ст.

Не более 20

Отсутствует триггер по давлению

коэффициент времени спонтанного вдоха

 

Отсутствует

график работы дыхания с визуализацией работы пациента и аппарата

 

Отсутствует

 

Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что из представленных Заказчиком коммерческих предложений, которые использовались при обосновании начальной (максимальной) цены контракта следует, что 3 поставщика предложили аппарат искусственной вентиляции легких NPB – 840, производства США.

Кроме того, на указанный аукцион подана 1 заявка на участие в электронном аукционе № 0308200003123000074. Участник указанного электронного предложил к поставке аппарат искусственной вентиляции легких NPB – 840, производства США.

Каких-либо сведений и документальных доказательств, свидетельствующих, что на рынке имеется товар иного производителя, удовлетворяющий потребностям заказчика в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия Марийского УФАС приходит к выводу, что при формировании описания объекта закупки Заказчиком включены требования к характеристикам товара конкретного производителя, а именно: аппарат искусственной вентиляции легких NPB – 840, производства США.

Таким образом, довод жалобы признается обоснованным, в действиях заказчика имеется нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Из жалобы заявителя следует, что Заказчик при описании объекта закупки установил характеристики к товару, которые по мнению заявителя являются избыточными и необоснованными, а именно: возможность поворота, наклона дисплея; размер дисплея по диагонали, дюйм, не менее 15; диапазон соотношения вдох/выдох (I:E). Не менее 1:299-4:1; график работы дыхания с визуализацией работы пациента и аппарата, частота, ГЦ не менее 50-60; полное время зарядки встроенного аккумулятора, ч, не более 8; компрессор, шт. Не менее 1.

На заседание Комиссии Марийского УФАС России Заказчик представил письменные пояснения относительно указания спорных характеристик в описания объекта закупки.

В частности, заказчик указывает, что ему необходим аппарат ИВЛ с возможностью видеть параметры вентиляции и графики одновременно нескольким участникам реанимационных мероприятий, расположенными по разные стороны от пациента, в связи с этим, Заказчику необходимо иметь возможность поворота дисплея как по горизонтали, так и по вертикали.

Аппараты ИВЛ экспертного класса призванные не только для обеспечения вентиляции пациентов любой степени тяжести, но и облегчающие работу врача на котором лежит большая нагрузка и ответственность, размер дисплея вентилятора имеет большое значение для врача — реаниматолога, так как от оперативного реагирования доктора на изменения показателей зависит безопасность пациента. Для этого врачу необходима возможность одновременно расположить информацию о пациенте, параметров вентиляции, при необходимости графически отображать величины параметров дыхания крупными цифрами, позволяющими не подходить вплотную к аппарату, и не листать меню монитора в поисках нужного показателя, а иметь возможность, не сходя с места, одним взглядом оценить состояние нескольких пациентов. Врачу удобно, когда показатели пациента и настройки аппарата разделены по соответствующим функциональным группам. Данные требования (одновременное изображение и оперативное реагирование на изменения), возможность исполнить только на мониторе с большой диагональю, не менее 15. Аппараты ИВЛ с мониторами менее 15 по диагонали не обладают подобными возможностями, даже при высоком разрешения экрана.

Заказчик указывает, что полное время зарядки встроенного аккумулятора обосновано задачами аппарата ИВЛ, а именно обеспечение жизнеобеспечение пациента. Чем минимальным будет время восстановления полноценной работоспособности аппарата ИВЛ, тем безопаснее будет ИВЛ.

Как отмечалось Комиссией Марийского УФАС России ранее, заказчик с учетом своих потребностей, целей осуществления закупки, специфики деятельности учреждения, использования закупаемого товара вправе указать те характеристики, которые ему важны и являются для него определяющими, но при соблюдении правил описания объекта закупки.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что включение в техническое задание характеристик к товару обусловлено именно спецификой использования такого товара при оказании медицинской помощи, а не ограничением конкуренции.

Таким образом, довод заявителя в части излишних требований Заказчиком при формировании описания объекта закупки является несостоятельным.

Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «УТП Групп»» обоснованной в части первого довода.

2. Признать в действиях заказчика - ГБУ РМЭ «Республиканская клиническая больница» нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - ГБУ РМЭ «Республиканская клиническая больница» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

   

Члены комиссии:

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница"
ИНН 1215037605, ОГРН 1021200774825
ООО "УТП ГРУПП"
ИНН 6685005400, ОГРН 1126685005424