Решение б/н решение по делу № 03-21/48-2018 от 31 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела управления .,

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов .,

рассмотрев дело № 03-21/48-2018, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении рекламы бутика «Сигнатюр» в эфире радиостанции «Авторадио» - 105,1 FM,

в присутствии ИП С., представителя ООО «Сарафан» -  по доверенности от 09.01.2019, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление от 22.10.2018 вх. № 194-П о распространении рекламы бутик «Сигнатюр» в эфире радиостанции «Авторадио» - 105,1 FM, следующего содержания: «Ты слышишь? Он приближается. Уверенный шаг и стильный образ. Во всем первый и всегда лучший. Он знает секрет. Бутик «Сигнатюр». Элегантная, эксклюзивная, стильная коллекция одежды и обуви для мужчин и женщин. Почувствуйте праздник вместе с нами. Бутик «Сигнатюр».

Определением от 19.12.2018 Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/48-2018.

На заседании комиссии ИП С сообщила, что нарушение законодательства о рекламе не признает, обращение в рекламе направлено к мужчине. Кроме того, индивидуальный предприниматель пояснила, что реклама бутика распространяется давно, и данная реклама направлена на привлечение мужчин к указанному бутику.

Представитель ООО «Сарафан» пояснила, что реклама направлена на привлечение внимания к бутику, однако обращение относится к мужчине. Также на заседании комиссии лица отметили, что реклама бутика «Сигнатюр» меняется каждые пять дней, рассматриваемая реклама на момент рассмотрения дела не распространяется.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2006 года № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05 апреля 2007 года исх. № АЦ/4624).

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является бутик «Сигнатюр», а также коллекция одежды и обуви для мужчин и женщин, реализуемая в данном бутике.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи радио, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 Постановления, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование в информации приведенных слов фактически означает наличие иных лиц (товаров), которые хуже (не являются первыми, не могут характеризовать себя в качестве «номера один», не самые, не только, не единственные), чем само лицо, распространившее данную информацию, или его товар. То есть образует форму обезличенного сравнения с превосходством такого лица (товара) по сравнению с любым лицом, действующим на данном товарном рынке.

В рассматриваемой рекламе используется утверждение «во всем первый и всегда лучший», следовательно, в рассматриваемой рекламе при использовании сравнительной характеристики объекта рекламирования должно производиться указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Однако, в рекламе не указан критерий, по которому произведено сравнение и отсутствует информация, подтверждающая данное утверждение.

Кроме того, нельзя согласиться с позицией ИП С о том, что сравнение «Во всем первый и всегда лучший» относится к мужчине, поскольку в рекламе критерии употребляются в мужском роде, при этом звуковая реклама разделена на 2 части, которые выполнены в двух различных стилях.  Первая часть рекламы: «Ты слышишь? Он приближается. Уверенный шаг и стильный образ. Во всем первый и всегда лучший. Он знает секрет. Бутик «Сигнатюр» воспроизведена одним диктором, а вторая часть другим. При этом выделяется голосом только словосочетание «бутик «Сигнатюр», что воспринимается как отношение предыдущих критериев именно к бутику «Сигнатюр».

Данная реклама привлекает внимание потенциальных потребителей именно к объекту рекламирования, то есть к бутику «Сигнатюр» в связи с чем у потребителей может сложится мнение, что слова «первый», «лучший» относятся именно к бутику.

Однако доказательств, подтверждающих, указанный в рекламе критерий превосходной степени «Во всем первый и всегда лучший», ИП С не представила.

В данном случае, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования – бутика «Сигнатюр» над такими же товарами иных хозяйствующих субъектов (бутиков).

Рекламное утверждение «Во всем первый и всегда лучший» позволило сделать вывод о том, что именно данный бутик сравнивается со всеми участниками рынка аналогичных бутиков.

Кроме того, 23 ноября 2018 года в Марийском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, на котором члены экспертного совета обсудили рекламу бутика «Сигнатюр», размещаемую в эфире радиостанции. Так, большинство экспертов указали, что реклама в мужском роде имеет двоякий смысл, направлена на продвижение бутика «Сигнатюр», а именно товаров, реализуемых в нем, и создает данному бутику преимущество перед другими хозяйствующими субъектами при применении слов «первый», «лучший».

На основании изложенного, Комиссией Марийского УФАС России сделан вывод, что рассматриваемая реклама нарушает пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В письменных пояснениях от 08.11.2018 вх. №11966 ООО «Сарафан» (радиостанция «Авторадио») сообщило, что распространение указанной рекламы осуществлено в рамках договора № 57 от 17.11.2017, заключенного между ООО «Сарафан» (Исполнитель) и ИП С. (Заказчик).

Согласно данному договору заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по размещению предоставленных заказчиком рекламных материалов в эфире телеканала «Регион 12» и радиостанций «Пульс – Радио» 103,8 FM, «Марий Эл Радио» 105,5 FM и «Авторадио» 105,1 FM – в объеме и на условиях, предусмотренных данным договором, в соответствии с согласованными с заказчиком медиа-планами.

Заявка на размещение рекламы была сделана в письменной форме по электронной почте, макет рекламы также предоставлен индивидуальным предпринимателем по электронной почте. Согласование размещения рекламы сторонами договора происходило по средствам электронной переписки и по телефону. Исполнитель в лице ООО «Сарафан» выполняет работы по размещению рекламных материалов в эфире радиостанции «Авторадио»» на частоте 105,1 FM согласно представленному медиа-плану с 01.10.2018 по 30.10.2018. Фактическое исполнение договора подтверждается актом № 714 от 31.10.2018, а также платежным поручением № 1 от 29.10.2018.

Таким образом, ИП С является рекламодателем и рекламопроизводителем данной рекламы, рекламораспространителем является ООО «Сарафан».

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела отсутствуют доказательства, отражающие распространение рассматриваемой рекламы в эфире радиостанции «Авторадио» в настоящее время.

На основании изложенного, Марийское УФАС России, считает, что в данном случае отсутствуют основания для выдачи ИП С предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу бутика «Сигнатюр», распространяемую в эфире радиостанции «Авторадио» - 105,1 FM, следующего содержания: «Ты слышишь? Он приближается. Уверенный шаг и стильный образ. Во всем первый и всегда лучший. Он знает секрет. Бутик «Сигнатюр». Элегантная, эксклюзивная, стильная коллекция одежды и обуви для мужчин и женщин. Почувствуйте праздник вместе с нами. Бутик «Сигнатюр» поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель   Комиссии                                                                                   

 

Члены Комиссии                                                                                              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны