Решение б/н Решение по делу № 03-37/32 по признакам нарушениия пунктов 2... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

23 ноября 2010 года                                                                              г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2010 года.

 

           Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – и.о. заместителя руководителя управления Агапитова Ю.И.;

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Батухтина Е.Ю.,

член Комиссии – специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Смирнова А.Ю.,

рассмотрев дело № 03-37/32 по признакам нарушения  пунктов 2, 4, 6, 7, 8 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении в газете «PRO Город Йошкар-Ола» № 5 (22) от 06 февраля 2010 года рекламы медицинского прибора «НЕВОТОН»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных ООО «Пресса» и ИП М.

Комиссией Марийского УФАС России принято решение о рассмотрении дела № 03-37/32 в отсутствии ООО «Пресса» и ИП М.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения мониторинга рекламы размещенной в газете «PRO Город Йошкар-Ола» № 5 (22) от 6 февраля 2010 года (далее – Газета),  27 февраля 2010 года специалистом Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На шестнадцатой полосе Газеты размещена рекламная статья под заголовком «Лекарь «НЕВОТОН»: Ленинградское чудо в Йошкар-Оле» (далее – Статья), содержащая подробную консультативную информацию по использованию прибора «Невотон» (далее - Прибор) и магнитной подставки, а также продаже ограниченной партии Прибора. В Статье раскрывается эффективность, безопасность, отсутствие побочных эффектов применения Прибора и опубликован отзыв известного диктора (Игоря Кириллова) об улучшении его состояния в результате применения Прибора. Кроме того, в Статье приведены следующие сведения: «Регистр. Удост. Минздрава России №29/23010203/5267-03 от 15.05.2003г. СЭЗ №77.99.34.944 Д.009771.08.07 от 17.08.2007г. Лицензия № 64/2004-04-25-0011 от 20.01.2004г. Цены на дату публикации. ИП М. ОГРН 307505007800012».

Результаты мониторинга зафиксированы актом от 27 февраля 2010 года.

Статья была размещена в Газете на основании договора № 297 от 01 февраля 2010 года, заключенного между ИП М. и ООО «Пресса».

Из письменных объяснений и документов, представленных ООО «Пресса» (вх. № 1520 от 08.06.2010) следует, что между ООО «Пресса» и ИП М. был заключен договор о размещении рекламных материалов в СМИ еженедельнике «PRO Город Йошкар-Ола», распространяемом на территории Республики Марий Эл. Согласно заявки № 1 на производство и размещение рекламных и информационных материалов (приложение к договору № 297)  рекламные материалы ИП М. размещались в Газете 06 февраля 2010 года. Также рекламный макет был опубликован 13 марта 2010 года, 17 апреля 2010 года. В соответствии с п. 2 заявки  рекламные материалы, в том числе макет рекламы, были представлены самим рекламодателем ИП М., макет был согласован с ИП М. Считают, что рекламодателем и рекламопроизводителем  является ИП М., так как она определяла объект рекламирования, содержание рекламы, приводила информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму. ООО «Пресса» является рекламораспространителем вышеуказанной рекламной информации.

Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, документы и объяснения представленные ООО «Пресса», Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе,  товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, информация ИП М. размещенная в Газете, является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания потребителей к рекламируемому товару (прибору «Невотон»), основной целью распространяемой информации является формирование интереса к товару и  его продвижение на рынке, объектом рекламирования является товар, реализуемый М.

Организацией - разработчиком и предприятием - производителем  устройства-апликатора магнитостимулирующего для воздействия на БАТ и БАЗ «Невотон МК – 37.2.1» в комплекте с: - насадкой игольчатой; - насадками шаровидными диаметром 0,5; 3,0; 8,0 мм; - держателем насадок пластмассовым или металлическим является общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Неватон», расположенное по адресу: 192012, г. Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, дом 25, корп. 3.

Согласно регистрационному удостоверению № 29/23010203/5267-03 от 15 мая 2003 года  действительному до 14 февраля 2013 года выданному Министерством здравоохранения Российской Федерации, устройство-апликатор магнитостимулирующий для воздействия на БАТ и БАЗ «Невотон МК – 37.2.1»  является изделием медицинской техники (Код ОКП: 94 4490 Класс: 2 а), зарегистрировано в Российской Федерации, внесено в Государственный реестр медицинских изделий.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона о рекламе реклама медицинской техники не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.

Так в  Статье приводится интервью известного диктора Игоря Кириллова:

- «…..несколько лет назад моя жизнь замерла. Сильные головные боли, давление… - гипертония. Чего я только не перепробовал: лекарства, уколы… Ничего не помогало. Мне посоветовали «Невотон», я решил попробовать. Ведь это же очень просто – надел… и забыл. И только через два дня понял: голова не болит, давление нормализовалось, смены погоды совершенно не чувствую. «Невотон» вернул меня к жизни, Уверен и вам он поможет!»

Из содержания приведенного интервью, потребитель рекламы может сделать однозначный вывод об  улучшении состояния людей в результате применения Прибора.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 24 Закона о рекламе реклама медицинской техники не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.

Несмотря на данную норму закона, в Статье содержится ссылка на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.

Так в Статье указано: «Исследования ученых и врачей на практике показали, что прибор быстро снимает боль, для чего достаточно 3-5 дней. Воздействуя на системы организма, аппликатор помогает справиться со многими недугами. «Неватон» снимает боли при травмах, ушибах, растяжениях и т.п. Стимулирует восстановление сил после физической и психологической нагрузок. «Невотон» повышает выносливость, снимает нервное напряжение, нормализует сон. Улучшает пищеварение. Активизирует внутренние энергетические возможности человека.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2006 ода № 735 (далее – Регламент), регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для:

- профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием;

- воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых может поддерживаться такими средствами.

Регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации (п.1.2. Регламента).

Согласно п. 1.7. Регламента регистрация осуществляется на основании результатов соответствующих испытаний и оценок, подтверждающих качество, эффективность и безопасность изделий. Для регистрации изделия в качестве медицинской техники необходимы технические, токсикологические, медицинские испытания, подтверждающие эффективность изделия медицинского назначения, степень достижения изделием медицинского назначения целей своего предназначенного использования.

Согласно требованиям действующего законодательства о рекламе, реклама медицинской техники не должна:

- способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (пункт 6 части 1 статьи 24 Закона о рекламе);

- создавать впечатление ненужности обращения к врачу (пункт 7 части 1 статьи 24 Закона о рекламе);

- гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий (пункт 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе).

Несмотря на требования вышеуказанных норм закона, текст  Статьи содержит следующие пояснения:

- «Кстати, «Невотон» может не только вылечить, но и уберечь от многих болезней, снимая стрессы, повышая иммунитет и работоспособность, поэтому его рекомендуют и здоровым людям»;

- «Невотон» лечит широкий спектр заболеваний и прост в применении. Он справиться даже с запущенными случаями заболевания. Он совершенно безопасен: не вызывает передозировки и побочных эффектов, не требует консультации врача. Им можно пользоваться и детям и взрослым;

- «Этот знаменитый прибор прославился своей эффективностью, простотой использования и надежностью.

Таким образом, рекламная информация, изложенная в Статье способствует созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения Прибора; создает впечатление ненужности обращения к врачу; гарантирует положительное действие Прибора, его безопасность, эффективность.

Следовательно, рассматриваемая реклама  нарушает требования пунктов 2, 4, 6, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама  ИП М. размещенная в Газете, не соответствующая требованиям пунктов 2, 4, 6, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе является ненадлежащей.

Согласно статье 3 Закона о рекламе: рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 24 Закона о рекламе несёт  рекламодатель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Распространение Статьи в Газете осуществлялось на основании договора № 297от 01.02.2010, заключенного между ИП М. (Заказчиком) и ООО «Пресса» (Исполнителем). Согласно п. 2 заявки № 1 на производство и размещение рекламных и информационных материалов от 01.02.2010г. ИП М. (Заказчик) представляет рекламные и информационные материалы, подлежащие размещению ООО «Пресса» (Исполнителю). Макет рекламной статьи был представлен ИП М. Из приходного кассового ордера следует, что ИП М. за размещение в Газете рекламной информации оплатила 15750 руб. 00 коп.

Таким образом,  ИП М. определила объект рекламирования и содержание рекламы, оплатила услуги по размещению рекламы в Газете, привела информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму. Отсюда следует,   что ИП М. является рекламодателем и рекламопроизводителем.

ООО «Пресса», получив от ИП М. заявку на размещение рекламных материалов, электронный макет рекламной статьи, разместило рекламу в Газете. Соответсвенно, ООО «Пресса» является  рекламораспространителем.

Таким образом, нарушение пунктов 2, 4, 6, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя и рекламопроизводителя – ИП М.

На момент рассмотрения дела, на обозрение Комиссии Марийского УФАС России доказательств  прекращения размещения рассматриваемой рекламы, представлено не было.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную статью индивидуального предпринимателя Мисниченко Татьяны Александровны под заголовком  «Лекарь «НЕВОТОН»: Ленинградское чудо в Йошкар-Оле», размещенную в газете «PRO Город Йошкар-Ола» № 5 (22) от 6 февраля 2010 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 4, 6, 7, 8 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать предписание  о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП М. и ООО «Пресса».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                    Ю.И. Агапитова

 

Члены Комиссии                                                                                 Е.Ю. Батухтина

 

                                                                                                              А.Ю. Смирнова

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны