Решение №ОЕ/1824/24 РЕШЕНИЕ по делу РНП № 012/06/104-275/2024 от 22 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу РНП № 012/06/104-275/2024

17 апреля 2024 года г. Йошкар-Ола

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов; членов Комиссии:

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; при участии:

представителя Медведевской городской администрации – <…> (на основании доверенности);

представителя ООО «Благострой» – <…> (на основании доверенности);

рассмотрев заявление заказчика – Медведевской городской администрации о включении ООО «Благострой» (ИНН 2130224277) в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с признанием ООО «Благострой» уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Полевая пгт. Медведево Медведевского района Республики Марий Эл (извещение № 0108500000424001136 от 22.03.2024),

УСТАНОВИЛА:

Заказчик – Медведевская городская администрация в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Благострой» в связи с уклонением ООО «Благострой» от заключения контракта по результатам проведения закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Полевая пгт. Медведево Медведевского района Республики Марий Эл (извещение № 0108500000424001136  от 22.03.2024).

В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Заслушав пояснения участников дела, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия в ходе проверки факта уклонения ООО «Благострой» от заключения контракта пришла к следующим выводам.

Заказчиком проводилась закупка на проведение закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Полевая пгт. Медведево Медведевского района Республики Марий Эл.

Извещение № 0108500000424001136 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  22.03.2024.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 04.04.2024 ООО «Благострой» признан победителем данной закупки.

В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

Во исполнение указанной нормы Заказчиком 04.04.2024 на электронную площадку передан документ «Проект контракта».

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

  1. подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
  2. формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
  3. формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Соответственно, Участник закупки обязан подписать проект контракта не позднее 11.04.2024.

05.04.2024 Заказчиком от электронной площадки получен проект контракта, подписанный поставщиком.

12.04.2024 Заказчиком опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 12.04.2024, согласно которому ООО «Благострой» признан уклонившимся от заключения контракта, так как им не размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Заказчик в письменных пояснениях указал, что 04.04.2024 проект контракта был подписан ООО «Благострой», но участником не представлено обеспечение исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта был направлен участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер. Проект контракта был подписан другим участником 12.04.2024.

Из письменных пояснений ООО «Благострой», следует, что проект контракта был подписан Обществом своевременно, в качестве обеспечения исполнения контракта ООО «Благострой» предоставило информацию об исполненных контрактах вместо обеспечения исполнения контракта. При этом, ответственным должностным лицом Общества не был учтен момент, что преимущество для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных

некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе при проведении закупки № 0108500000424001136 не устанавливалось. Умысла уклоняться от заключения контракта ООО «Благострой» не имело, заранее подготовило производственную базу, спецтехнику и рабочий состав для начала работ, осуществило выезд на объект, готово и в настоящий момент подписать контракт и исполнить его в установленный срок.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что не настаивает на включении ООО «Благострой» в реестр недобросовестных поставщиков.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 5  статьи 96  Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Исходя из части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Вместе с тем согласно извещению о проведении закупки преимущества и требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе не устанавливались.

Следовательно, участник закупки не был освобожден от предоставления обеспечения контракта путем предоставления независимой гарантии или  внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

Таким образом, поскольку ООО «Благострой» не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, Заказчик разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 12.04.2024.

Порядок включения лиц в Реестр недобросовестных поставщиков регулируется статьей 104 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 2 указанной статьи в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Исходя из положений приведенной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. №1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила №1078).

В силу подпункта «а» пункта 13 Правил №1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил №1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Правил №1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Термин «уклонение от исполнения (заключения) контракта» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя торгов.

При рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО «Благострой» в реестр недобросовестных поставщиков, с учетом письменных и устных пояснений, представленных документов, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Благострой» отсутствовало намерение уклониться от подписания контракта.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения ООО «Благострой» в реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России считает нужным передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Сведения, представленные Медведевской городской администрацией в отношении ООО «Благострой» (ИНН 2130224277), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 3 статьи 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Благострой».

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны